Нами создана функциональная теория культуры. Она объяснила важнейшую, но до сих пор не понятую, роль культуры в жизни народов. Эта теория показала, что культура представляет собой душу народа – душу, поддерживающую его существование, душу, без которой народ жить не может и при потере её исчезает, сходит с арены истории.
Культура определяет характер всех организаций народа: общественных, государственных, хозяйственных, даже технических – и таким образом создаёт характерный для народа способ жизни.
По своей сути культура является информационной системой, построенной по иерархическому принципу. Соответственно, она обладает всеми свойствами таких систем:
1) иерархической соподчинённостью функций;
2) внутренней согласованностью;
3) полнотой;
4) замкнутостью;
5) способностью к регенерации.
Живые организмы и машины тоже принадлежат к системам этого класса; аналогия культуры с ними лежит в самой сути явления и богата содержательными следствиями.
Одним из таких следствий является целесообразность культуры, наличие у неё цели (как у машин и живых организмов). У культуры целью является организация жизни народа в ландшафтном и этническом окружении.
Самый мощный способ анализа и синтеза информационных систем – разработка их структурно-функциональных схем, объединяющих функциональные ветви системы, в которых конкретные функции, необходимые для выполнения цели, детализируются вниз по иерархическим уровням. В книге приводится общая структурно-функциональная схема культуры, включающая три функциональные ветви:
1) ветвь, определяющая место человека в мире;
2) ветвь, определяющая его место среди людей;
3) ветвь, определяющая смысл его жизни.
Нижний уровень иерархии культуры определяет правила поведения людей во всем объёме жизни народа.
Разработка структурно-функциональной схемы культуры позволяет не только научно подойти к изучению различных культур, но и открывает возможность "конструирования" культур с заданными свойствами - в частности, возможность создания общечеловеческой культуры, без которой достижение сбалансированного, устойчивого развития человечества вряд ли возможно.
Вера является тем психологическим механизмом, который связывает людей с народом. Каждый народ верит в себя. Боги - это персонофицированная проекция желаний народа. Вера подкрепляется великими и славными делами. Лидеры - вожди народа - великие люди являются - в мнении людей - как бы являются представителями бога и на них распространяются чувства, которые люди питают к богам - любовь, благоговение и "страх божий". Без веры народ жить не может. Вера и религия - совершенно разные явления. Вера укрепляет душу народа, религия паразитирует на слабых людях и народных бедствиях.