Институт Географии Академии Наук России

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА им. БУГРОВСКОГО

Капустян В.М.

МАТРИЧНАЯ ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Москва - 2004

Капустян В.М.

МАТРИЧНАЯ ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

(Тезисы доклада)

г. Москва,                                                                     22.12.2004г.

Старомонетчиков пер. д.29,                                        среда

Институт географии АНР

2-й этаж, актовый зал

проход от метро «Полянка»

или «Третьяковская»                                                               15.00 – 18.00

Предварительные замечания

Представленные материалы – результат многолетних обсуждений проблемы с В.В. Бугровским. Тем не менее, система терминов и понятий по данному направлению исследований ещё не устоялась, так как публичных выступлений и обсуждений направления не было.

Поэтому всё, что здесь докладывается, следует считать лишь самым началом обсуждений и попыткой впервые наметить систему понятий данного направления исследований. Его основная характеристика – рассматривать культуру не только по «срезу её состояния» (базовая модель культуры В.В. Бугровского [1]), но и по «структуре культуротворящего процесса».

Именно структура культуротворящего процесса, была Бугровским В.В. одобрена для обсуждений после прочтения им работы [2] и предварительных обсуждений с авторами раздела 5 «Практические методы идентификации и конструирования схем сложных процессов».

Он ссылался на Альберта Швейцера [3] и сказал буквально следующее: «Культура как процесс – это здорово! Понятие процесс в культурологии освоено плохо и почти не работает. Нам надо так описать культуру именно как процесс, чтобы ничего не было потеряно. Нужна полнота описания.

Это особенно важно в связи с зарождением общечеловеческой культуры. Её пока нет, но она складывается. Мы должны видеть самое начало процесса и предусмотреть как весь «позитив», так и все негативные разновидности «одичания», которых уже и так полно».

Тезисы

Истина – предмет науки. Научная дисциплина реализует свой поиск, открытие закономерностей, теоретизацию мира, дискурс и фактуализацию предсказаний в своём автономном и автотрофном «хозяйстве». Сокровища этого модуса – сумма научных знаний.

Здесь наблюдаются и долгоживущие субъекты – лаборатории и теории и владеющие знанием научные школы. Итак, мы понимаем, как в этом модусе происходит и принимается научный поступок – заявленный факт добычи новой порции знания – его «недремлющая» научная общественность верифицирует (воспроизводит) или, в крайнем случае пытается фальсифицировать (опровергнуть контрпримером). Подтверждение возводит поступок в ранг истины. Невозможность фальсификации оставляет за ним силу толковательной не опровергнутой гипотезы.

Невежество: в этом полярном модусе пребывают люди, желающие без инструментов и особых усилий влиять на этот мир и ищущие с этой целью лёгких оккультных и мистических путей, обретая на них как «сокровище» всю сумму Невежества и самообмана. Недремлющая «оккультная общественность» немедленно обрабатывает всякий такой поступок и окутывает его пеленой многократно, как эхо, повторяемых мифологем.

Долгоживущие субъекты здесь – спиритический кружки, ложи, ордены и т.п. Вместо дискурса – заклинания, гностическая экзальтация, увлечённый пересказ с наслаивающимися приукрашиваниями «чудес».

Вместо реальных действий – «светские камлания» в самом широком смысле слова. Они «сами для себя и сами в себе сокровище» Сумму своих заблуждений они тоже считают сокровищем. Попытки привести контрпримеры воспринимаются крайне враждебно.

Добро благоговеет перед всякой формой жизни и способно ради неё даже на крайнюю степень самоотречения: «Субъективная ответственность за всю жизнь, принадлежащую сфере влияния человека, ответственность, которую постиг человек, ставший внутренне свободным от мира, и которую он пытается реализовать в жизни, - это и есть этика. Она рождается из миро- и жизнеутверждения, а осуществляется в жизнеотречении. Она связана с оптимистическим желанием. Вера в прогресс уже не может быть отделена от этики. Единственно возможный принцип этики гласит: самоотречение ради жизни из-за благоговения перед жизнью [3]».

Полноценное добро – совершение нового искреннего этического поступка в результате незапланированного порыва. Заурядное добро – тиражирование ставших известными добрых поступков. И это неплохо! Из этических поступков всю жизнь строится личность.

Этическое самосовершенствование личности – частный случай добрых поступков. Поэтому этическое не подлежит теоретическому обсуждению и насаждению. В этом модусе царствует сумма этических отношений между людьми и между человеком и культурой – уклад, обычаи и традиции. Здесь нет дискурса и нет истин, здесь его замещает оценка и общенародные и общечеловеческие ценности. Лучшие люди данной культуры – гении оценки, - и добрые люди данной культуры – конечная инстанция, сокровище культуры в данном модусе. Этика не изыскует теорем и не доказывает их.

Зло хорошо нам всем известно своими «поступками» и делами. Космист Н.Ф. Федоров, приблизительно так охарактеризовал его в связи с обсуждением сути истории в своих «Письмах от неучёных к учёным»: Для учёных история – смена формаций, замысловатое действие общественных законов, а для людей неучёных она – непрерывная цепь страданий и потоки крови».

Обсуждать подробно этот модус здесь неуместно. Итог его процесса – злые стяжатели всех народов с их мёртвым фиктивным капиталом, презрением к Жизни и традицией человеконенавистничества. Это таинственный долгоживущий субъект, которому даже не придумали названия, а просто говорят – «мировое зло».

Эффективность характеризует главный модус бытия – модус ответственного действия. Ни Истина, ни Добро не реализуются вне действия, но сами по себе сделать действие волевым и успешным они не могут. Успех и Безопасность, Собственность для своего поддержания требуют отдельного таланта, воли и отдельной установки.

Модус Эффективности очень молод и не оформлен. Долгоживущие субъекты здесь – Технологии, Корпорации в широком смысле слова и даже спортивные клубы. Экономика – сумма технологий созидания, военное дело – сумма технологий обороны, разрушения и покорения. Спорт – особая установка в жизни.

Этот модус трудно определить и выделить. По принципу «от противного» мы можем лишь заявить, что полководец должен быть далёк от Добра и доказательств Истины. Он делает своё дело здесь и сейчас и дорогой ценой – платит жизнями своих солдат и офицеров.

То же можно сказать и о любом Главном конструкторе или Главном архитекторе и о Великом спортсмене. И каждый из нас в обыденнейшей жизни семьи должен быть эффективным, а потому быть понемногу - технологом, экономистом, полководцем, главным конструктором и чернорабочим, спортсменом. Другими словами, модус этот нам непосредственно знаком, но мы не привыкли его выделять.

Беспомощность – другой полюс качества действия. Для индивида она обусловлена либо безволием, либо разоружённостью. Для культуры в целом – это недальновидность, самоуспокоенность и беспечность, которые на деле оборачиваются катастрофизмом.

Станислав Лем замечательно определил «величие» культур и цивилизации в целом применительно к данному модусу: «Стоит случиться чуть более суровой зиме и Цивилизация трещит по швам»[8]. Мы можем добавить, что к «суровой зиме» сегодня добавился «международный терроризм». Эффект тот же!

«Сокровища» данного модуса – армии беспечных самоуспокоенных бюрократов и армии предельно специализированных людей или просто фаталистов, лентяев и деградантов, хилых дистрофиков, приученных к безвольным зоологическим автоматизмам, а не к дальновидности в активной жизни.

Беспомощность имеет и свою идеологию. Генерал Де Голль дал ей такую характеристику: «"Историческая фатальность существует только для трусов. Счастливый случай и смелость изменяли ход событий. История учит не фатализму; запомните этот урок.

Бывают часы, когда воля нескольких людей разбивает детерминизм и открывает новые пути. Если вы переживаете зло происходящего и опасаетесь худшего, то вам скажут: "Таковы законы истории. Этого требует эволюция." И вам всё научно "докажут". Не соглашайтесь, господа, с такой учёной трусостью. Она представляет собой больше, чем глупость, она является преступлением перед разумом».

Красота прописана в эстетическом модусе бытия. Хотя деятельность в этом модусе и не директивна (не может быть планируема), но она управляется сонмом шедевров, создаваемых во всех видах искусства. Долгоживущих субъектов здесь, на первый взгляд нет, но их функцию выполняют стили и художественные школы.

Дискурс в этом модусе так же неуместен. Здесь ничего не доказывают, но критикуют. Однако критика бледна и косноязычна. Она играет второстепенную роль и очень уж часто ошибается. Лучший ответ на несправедливую критику – новый шедевр творца.

Красота требует внимания и времени. Беглый взгляд на живописное полотно, отрывок услышанной мелодии, стихи, запомнившиеся ещё со школьной скамьи – все они отлучают от красоты. Освоение мира через Красоту требует своего бюджета времени в нашем жизненном распорядке.

Уродство и декаданс  как официально практикуемые тенденции – противоположный полюс эстетики. Здесь талантливые «произведения» редки, ибо чаще всего диктуются эпатажем или психическими аномалиями. Сюда часто причисляют и неугодных «официозу от искусства», но время всё ставит по местам, извлекая здоровых творцов из недр «больного искусства».

Святость на протяжении истории претерпела многие гонения и небезуспешные попытки профанации. Долгоживущие субъекты здесь «церкви» в общем смысле слова – устойчивые религии.

Вспоминая перевод слова religia (совесть) и речение св. князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в Правде», мы можем сказать, что восхождение к святости начинается от любви к ближним существам (к родителям, братьям и сёстрам, возлюбленным и детям) и заканчивается любовью к Богу. У атеистов-безбожников это восхождение завершается на том, чему они сами не могут дать названия. Суть дела от этого не меняется. Атеизм – один из частных видов высшей совести и правды. Святость – возвышенное название для обыденного явления, которое украшает Человечество при всей его неприглядности – Любви!

Религиозные поступки формируют не личность, но совесть и цепь религиозного борения. Религиозный индивидуальный экстаз и наслаждение – ошибка. Бог потому любим, что суров и требует праведности. Спасение Любви и Души самое серьёзное дело, не имеющее отношения к развлечениям.

Нечестивость противоположный модус, в котором царствует изощрённая ложь, виртуозный обман, бессовестность, безнадёжность, измена, противобожие, скотство - возводимые до трансцедентных вселенских масштабов. Долгоживущие субъекты здесь – разновидности сект манипуляции человеческим сознанием, сект убийц, аферистов, воров, предприятий порноиндустрии и сатанинских сект – врагов культуры и рода человеческого.

3.

Императивы бытия. Их краткое описание

Одно дело общие модусы бытия, а другое дело – каждодневные поступки в створе этих модусов. Общие модусы осенены известными общекультурными идеалами – вечными Истинами, вселенским Добром, Непобедимостью и Всемогуществом, высшей Красотой, беззаветной Верой.

В обыденной жизни (бытовой «литургии») это всё называется и работает иначе – в режиме текущего действия, а не в режиме размышлений, почитания и поклонения. Ортега-и-Гассет [4] приводит поучительную табличку, с обсуждения которой c В.В. Бугровским в своё время и началась эта излагаемая здесь тема. В крайнем правом столбце даны названия обыденных свойств человека, а предыдущем столбце названия «возвышенных» общекультурных свойств.

Эти два столбца разделены не случайно. Общекультурные императивы имеет тенденцию отрываться от живой народной жизни и «окукливаться» в среде так или иначе вырождающихся элит. В конечном итоге общекультурные императивы по состоянию перестают управлять живой жизнью народа.

Таблица 1. Нормы правых деяний

НОРМЫ ПРАВЫХ ДЕЯНИЙ

(столп и утверждение "человеческого")

Императивы

общекультурный

Обыденный

Формы

 Деяний

Мышление

ИСТИНА

ИСКРЕННОСТЬ

Воление
ДОБРО

ПОРЫВ

Действие
ЭФФЕКТИВНОСТЬ

УСПЕХ

Чувствование
КРАСОТА

НАСЛАЖДЕНИЕ

Верование
СВЯТОСТЬ

СОВЕСТЛИВОСТЬ

Точно такая же табличка может быть построена и обсуждена применительно к отрицательным модусам разума и бытия.

Данный тезис утверждает только то, что в культурологических размышлениях надо проявлять осторожность и больше уделять внимания народной непосредственности, а не окаменевшим общекультурным догматам и императивам.

Прописные, особенно искусственно созданные «катехизисы», общекультурные императивы и связанные с ними нормы и «кодексы» могут перестать соответствовать нормам живой народной жизни.

«Мир состоит не из застывших объектов, а из процессов» (Ф. Энгельс). Концепция процесса проста, но не популярна именно потому, что представляет собой конструкцию, распростёртую не в пространстве, как объект, а во времени. Структура объекта окидывается одним взором, а структуры процессов надо воспроизводить во временном континууме.

К этому надо только привыкнуть. Дело это «наживное» [5, 6]. Процесс – это два набора. Первый набор – сумма объектов, с собранием которых начинаются изменения («вход»), а второй набор – сумма объектов, которые получились, когда изменения закончились («выход»).

Если мы можем замечать промежуточные между этими двумя наборами объекты, мы имеем како-то представление о структуре процесса. Простейшая школьная химическая формула Na + Cl = NaCl – пример записи процесса, а вовсе никакое не уравнение.

Чем хорошо такое представление? Тем, что, перебирая возможные наборы объектов на «входе» и на «выходе», мы можем получать все возможные наборы разнокачественных процессов, осмысливать их, решать, имеют ли они место в действительности, соединять и разъединять их на практике.

Прежде всего интересны процессы, у которых на входе всего один объект и на выходе – тоже один. Тогда перечисление процессов выглядит как матрица. Эту матрицу можно трактовать как матрицу процессов взаимодействия. Если мы знаем взаимодействия в некоторой предметной области, «мы знаем почти всё». К матрице процессов культуры и внутрикультурных взаимодействий мы, наконец, и переходим.

5.

Чтобы получить эту матрицу возьмём последовательность положительных, а затем – отрицательных модусов. Получается «кортеж» <Ис - Дб - Эф - Кр - Св –-- Нв - Зл - Бп - Ур – Нч>  (Истина, Добро, Эффективность, Красота, Святость --- Невежество, Зло, Беспомощность, Уродство, Нечестивость).

Этот кортеж мы делаем входным столбцом квадратной таблицы и её же выходной строкой. Получается следующее

Таблица внутрикультурных взаимодействий

ВЗАИ

Ис

Дб

Эф

Кр

Св

Нв

Зл

Бп

Ур

Нч

Ис

Дб

 

               

Эф

 

             

Кр

     

           

Св

       

         

Нв

         

Зл

         

Бп

         

Ур

         

Нч

         

Выберем наугад клеточки (Ис→Ис) и (Эф→Ис) и нам не придётся долго искать истолкования. Первая клеточка свойственна процессам, происходящим в рамках любой научной теории, то есть дискурсу или научному доказательству. Вторая клеточка свойственна идеологии [7], планированию и инженерному творчеству – здесь воля утверждает «истину».

Но такая истина проблематична, она потребует вложений и усилий, прежде чем реализуется. И ясно почему – она трактует не прошлое, но будущее. Она может оказаться и несостоятельной.

(Нв→Нв) – процесс внутри погрязшего в себе невежества. Вообще все клеточки зачернённого квадранта этой матрицы неприятны для толкования. Но толкования неизменно находятся. И от этого становится ещё неприятнее: все возможные взаимодействия между отрицательными модусами имеют место.

Частично этот эффект снимается тем фактом, что и все взаимодействия в положительном квадранте (верхний левый) тоже имеют место и находят толкования.

Нижний левый квадрант (светло-серый) классифицирует позитивные по результату процессы, начинающиеся с отрицательных явлений. Например, (Нв→Дб) - лживый, но добрый поступок – «ложь во спасение» и т.п.

Более тёмный верхний правый квадрант классифицирует междумодусные взаимодействия, начинающиеся с благих позитивных предпосылок и кончающиеся отрицательными результатами. Примерно об этом говорится в знаменитом «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Например, Красота может послужить проявлениям невежества, зла, беспомощности, уродства и нечестивости. Об этом толкуют нам и страстотерпцы.

Учитывая расслоение общекультурного и обыденного императивов в процессах культуры, мы должны понимать, что идентификация ста общекультурных макровзаимодействий по построенной матрице – задача существенно более лёгкая, чем хотя бы даже номинация и выделение терминосистемы для соответствующих ста типов обыденных поступков.

6.

Сеть культуротворящего и культуроразрушающего процесса.

Мы не умеем видеть эту сеть, но теперь знаем, что она может выстраиваться из соединяющихся между собой процессов 100 перечисленных в таблице взаимодействий. Мы должны научиться их находить, идентифицировать, изучать методы воздействия на них. Ибо мудрый Лейбниц сказал: «Есть кое-что поважнее великих обретений и великих злосчастий – это методы, которыми они свершаются».

Стало быть, и прогресс и регресс (одичание) культур мы можем квалифицировать как смену методов (инструментов) реализации перечисленных нами в табличке 100 взаимодействий. Этим только оконтуряется инструментальный аспект изучения культуры.

Надо лишь свыкнуться с мыслью, что культура – это не «Казённая культурность в канонических областях», а очень сложный человеческий процесс со всеми радостями и горестями и что разновидностей его каждодневных проявлений мы насчитали целых 100!

На больше в этой первой попытке грех было бы и рассчитывать.

Литература

1. Экологические корни культуры. Коллектив авторов. М.: ТОО «СИМС», 1995.-400с.

2. Беляев И.П. & Капустян В.М. Процессы и концепты. М.: ТОО «СИМС», 1997.-369с.

3. Швейцер А. Культура и этика. М.: "Прогресс" - 1973.- 344с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? Благовещенский Гуманитарный колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ -2000.-220с

5. Цвикки Ф. Изыскания, открытия, и экспериментальное конструирование с помощью морфологических картин мира. Муних-Цюрих-Кнаур: 1966.-213с. (Zwicky F. Entdecken, Erfienden, Forschen im morphologyschem Weltbild).

6. Капустян В.М., Махотенко Ю. А. Конструктору о конструировании атомной техники. Системно-морфологический подход в конструировании. М.: «Атомиздат», 1981. - 191с.

7. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб. "Владимир Даль"-2002.- 559с.

8. Лем Ст. Сумма технологии. Изд-во АСТ. Terra Fantastica, М.-СПб.-2002.-669 с.