Введение | 4 | |
1. | Основы проектирования организационных технологий | 10 |
1.1. | Инженеризация науки организационного управления | 10 |
1.2. | Редукция инженерной деятельности на организационно-управленческую | 15 |
1.3. | Этапы проектирования организационных технологий | 19 |
1.4. | Языки проектирования организационных технологий | 26 |
1.5. | Принципы проектирования организационных технологий | 37 |
2. | Морфология организационных процессов | 42 |
2.1. | Морфологические представления об организационных процессах | 42 |
2.2. | Генезис и гетерорхические слои | 45 |
2.3. | Циклы проблемно-ориентированной деятельности | 55 |
2.4. | Функциональная структура слоев | 63 |
2.5. | Построение функциональных структур оргуправленческой деятельности | 66 |
3. | Организационные технологии многостороннего согласования | 75 |
3.1. | Концепция принятия решения | 75 |
3.2. | Технологии многостороннего согласования | 87 |
3.3. | Организационные технологии выработки решения | 102 |
4. | Проектирование организационных технологий оперативно-диспетчерской деятельности | 114 |
4.1. | Особенности оперативно-диспетчерской деятельности в городском хозяйстве | 114 |
4.2. | Организационные технологии центров сбора и распределения заказов | 122 |
Литература | 129 |
Непрерывное ускорение темпов научно-технического и социального развития выдвигает все более высокие требования к качеству процессов организационного управления, в частности, процессов планирования, принятия решений по всем вопросам хозяйственной и социальной деятельности. Сложность и масштабность самой проблемы совершенствования организационного управления вызывает необходимость все процессы управления в организациях рассматривать с научных позиций. Высшим устремлением научного метода исследований является разработка более или менее завершенной теории самого предмета исследования. Научная теория не обязательно должна иметь формальный характер и аксиоматическое построение. Теория в широком смысле – это система знаний, имеющая строго определенную форму. Если предмет исследований является сложным и трудно формализуемым, то и теория этого предмета будет в значительной степени содержательной, концептуальной, с элементами формализации в той мере, в которой удалось конструктивно формализовать отдельные явления и процессы, происходящие в исследуемом предмете.
Предметом настоящей работы являются организационные процессы (ОП) и организационные технологии (ОТ). Организационными мы будем здесь и далее называть процессы, которые реализуются, осуществляются, выполняются людьми (отдельными личностями, организованным коллективом людей, множеством коллективов людей). Примеров организационных процессов великое множество. Это и строительство зданий и сооружений, и разработка всевозможных технических проектов и планов хозяйственной или социальной деятельности. Проведение собрания научного общества, поездка за город за грибами или покупка продуктов в магазине – все это тоже организационные процессы. Можно сказать, что весь многообразный мир человеческой деятельности есть мир организационных процессов. Организационный взгляд может быть обращен и на историю социальных и экономических процессов в человеческом обществе. Все события, явления, процессы, происходившие в человеческой истории, можно рассматривать с организационных позиций, т.е. с точки зрения того, как, в какой мере были организованы те или иные явления и процессы, что в этих явлениях было результатом стихийного «складывания» событий, а что результатом реального организационного планирования активно действующих социальных и политических сил.
Организационная наука (наука управления большими социальными системами) – это сравнительно молодая наука, несмотря на то, что реальная практика организации и управления насчитывает столько веков, тысячелетий, сколько существует человеческое общество как таковое. Научное же осмысление организационных явлений и процессов началось, по сути, только в начале прошлого века трудами А.А.Богданова [6], Берталанфи [5], Макса Вебера [7], Анри Файоля [50].
Сейчас организационные процессы так, как они здесь определены, являются объектом исследования множества наук. Это психология, социальная психология, социология, экономика, политэкономия, эргономика, менеджмент и многих других. Чем отличается развиваемый в настоящей работе взгляд на человеческую деятельность от системы взглядов множества разнообразных наук и научных направлений, которые так или иначе изучают, описывают, анализируют различные аспекты человеческой деятельности? Отличие состоит в том, что все организационные процессы представляются здесь с одной позиции. Эта позиция сосредотачивается на процедурной, структурно-динамической стороне всех рассматриваемых организационных процессов. Развиваемый подход представляет собой применение чисто инженерных приемов анализа, исследования и планирования к процессам организации и управления человеческой деятельностью. Необходимость и плодотворность такого подхода доказывает история и современное состояние развития работ по информатизации процессов организационного управления.
Центральным предметом настоящего рассмотрения является технология организационно-управленческой деятельности, которую мы будем здесь называть организационной технологией (ОТ). Понятие «технология» здесь используется в самом широком смысле, в том, в котором употребил его К.Маркс, имея в виду способы и средства осуществления любого вида человеческой деятельности [42]. «Технология, - по словам К.Маркса, - вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений» [42].
В любой человеческой деятельности, будь то организационно-управленческая или, например, проектно-конструкторская деятельность, можно выделить инструментальный и собственно технологический разрезы (аспекты). Первый включает комплекс средств, материалов и оборудования, используемых в качестве орудий осуществления этой деятельности. Второй разрез охватывает комплекс приемов, способов, процедур использования материальных средств организации самой человеческой деятельности. Именно этот, последний, технологический разрез (аспект) в организационно-управленческой деятельности будет являться предметом исследования в настоящей работе.
Технология, таким образом, представляет собой достаточно широкое понятие, обозначающее взаимосвязанную совокупность приемов, методов, способов получения определенного результата человеческой деятельности. До недавнего времени термин «технология» применялся для технических областей. Известны понятия технологии машиностроения, авиационной технологии, технологии строительного производства и др. Сравнительно недавно этот термин стал применяться и в социально-экономической сфере. Появились понятия социальной технологии, политической технологии, рекламной технологии. После широкого внедрения понятий технологии для различных областей общественной жизни стало формироваться представление о соответствующих технологических отношениях, под которыми подразумевается совокупность взаимосвязей между структурными элементами общественной деятельности.
Организационная технология – это технология функционирования, технология деятельности организаций. Между отдельными людьми, коллективами людей в организациях, между организациями технологические отношения складываются на основе разделения труда в ходе реализации материального или духовного производства.
Обычно при изучении явлений организационного управления, совершенствования организаций, в том или ином виде выделяют совокупность вопросов, относящихся к статике организаций и к динамике их деятельности.
Статика организации определяет организационную структуру, административный и хозяйственно-экономический статус организации, права и обязанности должностных лиц. В западной литературе этот аспект организации называют институциональным.
Динамика организаций определяет процессы их функционирования, т.е. деятельность организаций, протекающая во времени и в пространстве. Динамика организаций задается технологией ее функционирования. На протекание процессов функционирования организаций оказывает влияние сложившаяся организационная культура, организационные традиции и обычаи, принятые регламенты выполнения работ, социально-психологический климат в коллективе, мастерство и опыт руководителей и отдельных должностных лиц и многое другое. Влияние организационной культуры на процессы функционирования организаций и получаемые при этом результаты показано в работе [9].
Из всего множества разнообразных проявлений организационной технологии выберем вначале ее основную составляющую, остов или скелет этой технологии – способы и методы установления взаимосвязей работ и отдельных операций, способы согласования деятельности отдельных структурных единиц (подразделений), должностных лиц либо целых организаций в процессе совместных работ при достижении некоторого общего результата. Отлаженная технология устанавливает организационный порядок в системе, определяет рациональную и эффективную последовательность и взаимосвязи при выполнении процедур и операций. При проектировании организационных технологий прорабатываются схемы сопряжения между процедурами и операциями по входам (исходным данным), выходам (результатам), периодичности и срокам выполнения, исполнителям и соисполнителям.
Известно, что любое организационно-управленческое решение получается в результате совместной деятельности должностных лиц, подразделений или даже целого ряда взаимодействующих организаций. В зависимости от того, как слаженно, взаимосогласованно они работают, получаются решения того или иного качества. Проблема согласования деятельности отдельных звеньев организации в большой степени может быть облегчена и далее разрешена путем выработки и освоения коллективом эффективных приемов, процедур, регламентов деятельности, которые являются элементами организационной технологии. Проектирование и практическое освоение эффективных организационных технологий помогает решению центральной проблемы, с которой сталкиваются современные руководители – проблемы создания работоспособных коллективов.
Жизненный опыт может подсказать многим конкретные примеры неэффективно работающих организаций, включающих в свой состав потенциально способных, профессионально подготовленных и заинтересованных коллективов и отдельных работников. Для значительного большинства таких случаев можно утверждать, что коллективы не смогли выработать и освоить необходимые технологии совместной деятельности, которые позволили бы им с максимальной (даже хотя бы рациональной) эффективностью мобилизовать знания, опыт, энергию и усилия отдельных работников и коллективов на достижение основного выходного результата организации.
Организационные технологии как понятия могут быть истолкованы в двух разных смыслах. Первый относится к нормативному, проектно - зафиксированному смыслу. В этом смысле организационная технология – это отраженный в объективной форме проект самой технологии, в котором конструктивно описываются все составляющие организационных действий и их взаимосвязи. Второй относится к реально действующей организации, которая на практике применяет эти технологии. Здесь технологии – это уже активно действующий комплекс, устойчивая и сложившаяся организационная реальность, в которой все нормативные и проектные решения стали практикой реального действия, которая проявляется в работе и демонстрируется своими результатами.