ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
И.П.Беляев, К.И.Черный
— Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает мысль. В таком случае, не могли ли мысли совершенномудрых людей быть невыраженными?
Конфуций
В европейской традиции системного анализа принято этапы жизненного цикла систем располагать слева направо по оси времени [5].. При этом термин «цикл» относится к системам с воспроизводимым, повторяющимся центральным рабочим процессом. Такой традиции соответствует и расположение символов в европейском письме (тексте). Этапы на диаграмме жизненного цикла имеют достаточно произвольный характер, хотя традиционно располагаются от зарождения, возникновения к утилизации системы.
Китайская древняя традиция описания жизненных циклов более канонична [2,3]. Согласно И-Цзин – Китайской классической книге перемен, развитие жизненных ситуаций описывается с помощью гексаграмм, состоящих из шести чередующихся (или повторяющихся) линий двух типов – сплошных, характеризующих светлое жизненное начало (янь) и прерывистых, характеризующих темное начало (инь). Стрела времени расположена на этих диаграммах снизу вверх, от нижней позиции (начальной) к верхней. В каноническом (уместном) положении начальной является янь, затем – инь, и так поочередно до верхней позиции «инь». Гексаграмма считается состоящей из нижней, начальной триграммы внутреннего развития ситуации и верхней триграммы внешнего развития ситуации. То есть диаграмма жизненного цикла состоит из последовательности внутреннего трицикла (триграммы), переходящего во внешний трицикл (триграмму) развития.
Личностные жизненные ситуации могут быть описаны чередованием и сочетанием двух основных составляющих психической деятельности – рациональной и эмоциональной. Ситуации межличностного взаимодействия также могут характеризоваться сочетанием этих двух компонент – эмоциональной и рациональной, информационной. Первую обозначим как Em, вторую – как Inf. Для развивающейся ситуации межличностного (группового) общения с целью организации коллективной целенаправленной деятельности начальной компонентой является эмоциональная Em. Это в первую очередь связано с фактором неопределенности, новизны и необходимости соорганизации усилий для достижения позитивного результата. Когда ситуация вполне прозрачна с информационной, организационной (кто с кем взаимодействует, кто кем руководит) и деятельностной (процедуры выработки решений) точек зрения, то роль эмоциональной компоненты не является определяющей. Она важна именно в ситуации развития, становления. Того, что и является предметом описания с использованием понятия жизненного цикла.
Зачастую роль эмоции в межличностном общении оценивают с точки зрения коммуникативного фактора – до 90% коммуникаций имеет невербальный характер [1]. Но вот роль и место эмоционального фактора при формировании организационных структур исследована недостаточно и частично освещена в данной работе на экспериментальном материале, полученном в ходе проведения серии учебно-экспериментальных деловых игр.
Кроме того, сделана попытка сопоставления этапам жизненного цикла развития каждой из деловых игр в нотации Em – Inf нотации китайской арифмосемиотики инь и ян. «Исконные значения этих иероглифов — “теневая” и “световая” стороны горы - послужили основой для их гносеологического толкования: инь — это то, что “скрыто” или менее проявлено, ян - то, что “явно” или более проявлено. В онтологическом смысле эта пара обозначает некие пассивный и активный первичные принципы или силы, в соответствии с которыми распределились остальные мировые полярности: тьма - свет, холод - тепло, малое-- большое, внутреннее - внешнее, мягкое - твердое, слабое - сильное, женское мужское и т.д. Этот ряд в принципе можно продолжать до бесконечности, поскольку любое явление имеет в себе противоположные стороны, которые, по древнекитайским представлениям, сводятся к началам инь и ян» [2]. Мы приняли в данной работе следующее соответствие: эмоциональной компоненте Em соответствует женское, мягкое, темное начало – «инь», а информационной, рациональной, логической компоненте Inf – мужское, твердое, светлое начало – «янь». Компонента Inf также может иметь модификацию Dir, означающую отдачу распоряжения, указания.
В классической традиции каждая из гексаграмм книги И-Цзин имеет определение, афоризм и толкование. Мы приводим классическое определение и приведенное к европейской традиции толкование [4], опуская достаточно метафорический афоризм.
Деловая игра.
Цель игры – выявить особенности различных систем организации управления и влияние организационной структуры на процесс и качество решения задачи, а также развитие самой системы управления и ее адаптация к поставленным задачам.
Участники игры – 44 студента четвертого курса (исполнители) и трое наблюдателей из преподавательского состава. В каждую группу входило по 7-8 участников игры. Студенты были мотивированы на участие в игре выполнением контрольной работы по курсу «Базы данных» по теме: «Нормализация отношений и построение концептуальной модели базы данных».
Задание для игроков заключалось в следующем: каждому играющему выдается одно отношение из известной им предметной области (учебный процесс), описывающее некоторую сущность (концепт) предметной области (в нашем случае – «учебный план», «расписание занятий» и пр.). Отношения изначально не находятся в третьей нормальной форме. Им необходимо привести свои отношения к третьей нормальной форме (то есть преобразовать к виду, исключающему транзитивную функциональную зависимость между атрибутами отношения в первой нормальной форме), и если это необходимо - продолжить процесс нормализации дальше. Далее необходимо объединить полученные отношения в одну концептуальную схему базы данных.
Играющие были разбиты на группы, часть из которых не имела назначенного руководителя, то есть имели линейную организационную структуру. В остальных группах был выделенный лидер, то есть они имели иерархическую оргструктуру. Задачей лидера, являлось организовать объединение всех сущностей в единую базу данных. В начале игры он получал список всех сущностей и выявлял возможные взаимосвязи между ними.
Во время игры, играющие, могли свободно общаться друг с другом, на любые темы.
В начале занятия играющие расселись по кругу в аудитории, с первого по седьмого играющего образовали первую группу, и так далее. Играющие были предупреждены за неделю, о подобном занятии, а так же им была рассказана их задача и процесс ее выполнения, так что при желании они могли повторить нужный материал к игре заранее.
При описании результатов игрокам присвоены номера в позиционной системе счисления: «номер группы – точка – номер игрока».
Ход игры и результаты для группы № 1
Состав первой группы:
1 играющий: знания отличные
2–4, 7 играющие: знания хорошие
5,6 играющие: знания удовлетворительные
Изначальная организационная структура – линейная (без назначенного лидера).
В ходе игры часть игроков отказывалась взаимодействовать с остальными, в результате число активных игроков, решающих задачу уменьшилось. Остальные игроки не поняли поставленную перед ними задачу. Первым разобрался игрок 1.1 и остальные игроки объединились вокруг него, в группе образовалась иерархическая структура. Некоторое время у них продолжалась интенсивная работа, но они опять запутались, и до конца игры так и не смогли разобраться. В итоге они так и не смогли выполнить поставленную задачу до конца.
Таким образом, наблюдается следующая последовательность:
Конфликт (эмоции) – распад группы;
Группа не понимает что делать (недостаток информации) – группа взволнована (эмоции) – игрок 1.1 находит решение. Эта последовательность этапов показана в левой части рис.1 в последовательности «снизу – вверх».. В правой части показана схема переходов между различными формами организационных структур: индивидуальной (каждый сам по себе), линейной (горизонтальное взаимодействие), иерархической и функциональной (более одного лидера, каждый лидер выполняет свою функцию). В средней части схемы приведены краткие содержательные описания этапов развития игровой деятельности.
Рис.1. Схема жизненного цикла игры. Первая группа.
Такой схеме (с учетом соответствий янь – Inf, целая черта; инь – Em, прерывистая черта) соответствует следующая гексаграмма (№ 6 по книге И-Цзинь).
Определение: Спор, Тяжба
Толкование: Вы ощущаете дисгармонию. Назревает конфликт. Ведите себя скромно и сдержанно; если вам бросают перчатку, не поднимайте ее. Постарайтесь умерить и свои требования, не пускайтесь ни в какие предприятия в одиночку, пока обстоятельства не изменятся к лучшему. Напротив, примите участие в совместной с кем-либо работе. Пусть все идет своим порядком, тогда и наступит мир и покой, и вы лишний раз убедитесь в том, что жизненные проблемы не только удручают, но и учат.
Теперь приведем более подробное описание динамики развития событий в первой группе. Исходное состояние взаимодействия игроков представлено на рис. 2.
Рис.2.
В первоначальный момент в группе наблюдались показанные на рисунке связи между играющими 1.1 и 1.2, 1.3 и 1.4, 1.6 и 1.7. В процессе осознания задачи игрок начали взаимодействовать, задавая друг другу вопросы различного содержания. В начальный момент времени большая часть вопросов может быть охарактеризована одним вопросом «Что делать?». Далее, когда группа смогла сформировать для себя ответ на этот вопрос, играющие приступили непосредственно к выполнению задания, при этом начали образовываться новые связи, как показано на рис. 3.
Рис.3.
При этом, если игроки 1.1-1.4 занимались выполнением задания совместно, игрок 1.5 выполнял задание, слабо взаимодействуя с группой, игроки 1.6 и 1.7 вообще не взаимодействовали с группой, заявляя что у них сущность нормализована изначально, и нет необходимости этим заниматься, и пусть остальная группа, подстраивается под них, и делает так, что бы у них сущности сошлись (игрок 1.7 имеет практический опыт разработки приложений для баз данных). К началу объединения сущностей в концептуальную модель базы данных связи внутри первой группы выглядели, как представлено на рис. 4.
Рис. 4.
В процессе выполнения выделился лидер в группе – игрок 1.1. Всю работу по объединению взяли на себя игроки 1.1-1.4, игрок 1.5 некоторое время взаимодействовал с основной группой, но потом вышел из игры вместе с игроками 1.6 и 1.7. Итоговое состояние первой группы показано на рис. 5.
Рис. 5.
В процессе решения задачи внутри группы в основном присутствовал обмен информацией между играющими.
Ход игры и результаты для группы № 2
Состав второй группы:
1 играющий: знания отличные
2 играющий: знания хорошие
3-7 играющие: знания отсутствуют
Изначальная организационная структура – линейная (без назначенного лидера).
В ходе игры игрок 2.1 попытался организовать работу, при этом вел себя очень эмоционально, но остальные игроки его не поняли, и игроки 2.1 и 2.2 перестали участвовать в работе. Далее игроки в группе занимались своими делами, пока не осознали, что надо хоть что-то сделать. После этого активизируется игрок 2.5 и списывает результат у другой группы. При этом он не занимается организацией работы или принятием решений, его лидерство выражалось только в деятельности на фоне основной группы.
Рис.6. Схема жизненного цикла игры. Вторая группа.
Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 21 по книге И-Цзинь).
Определение: Стиснутые зубы,
Толкование: Что-то мучает вас, вы чувствуете себя несчастным. Попробуйте взяться за новое дело, и обстоятельства ваши улучшатся. Добросовестная работа постепенно и неуклонно приведет вас к очень крупному успеху. Вы считаете себя жертвой несправедливости. Если будете постоянно думать о том, как такое могло случиться, делу это не поможет. Очевидно, в чем-то вы допустили ошибку, одну из тех, какие в огромном множестве допускают и другие. Наберитесь мужества и извлеките из случившегося должный урок. Что касается исполнения вашего желания, то как раз сейчас кое-кто содействует этому. Оставайтесь рассудительным и ждите спокойно, тогда очень скоро все переменится к лучшему для вас.
Динамика изменения оргструктуры второй группы следующая. Исходное состояние второй группы показано на рис. 7.
Рис. 7.
В начале игры в группе были установлены тесные взаимосвязи между играющими 2.3 – 2.7. Вначале игры у них возник единственный вопрос: «А что делать?», несмотря на то, что все играющие были заранее предупреждены о поставленной перед ними задаче и методах ее решения. Игроки 2.1 и 2.2 попытались организовать совместную работу над задачей, что показано на рис.8.
Рис.8.
Игроки 2.1 и 2.2, натолкнулись на непонимание со стороны остальной группы. Группа перешла в состояние, показанное на рис. 9.
Рис. 9.
Игроки 2.1 и 2.2 решили попытаться решить поставленную задачу самостоятельно, не взаимодействуя с остальной группой. Но потом отказались от этого, и вышли из игры. Оставшаяся часть группы попыталась организовать работу, чтобы получить хоть какой-то результат для отчетности. В этот момент у них выделился лидер, который попытался решать возникающие вопросы. Но так как группа плохо представляла стоящую перед ними задачу, самостоятельно они ничего не смогли получить, а результат был неудачно списан у третьей группы. Итоговое состояние оргструктуры второй группы показано на рисунке 10.
Рис. 10.
Игрок 2.1 обладал знаниями, авторитетом и возможностью организовать совместную работу над задачей, но натолкнувшись на полное непонимание покинул группу.
Ход игры и результаты для группы № 3
Состав третьей группы.
1-3 играющие: знания отличные
4-8 играющие: знания хорошие
Изначальная организационная структура – иерархическая ( назначен лидер).
В третьей группе, когда начался процесс объединения полученных отношений, к лидеру группы было обращено очень много вопросов, он еще отвечал на один вопрос, а ему задают еще несколько, в результате лидер перестал справляться с нагрузкой и начал нервничать (на лице было отражено, что он уже плохо понимает что происходит, например, запись в протоколе хода игры: «Нормализуем, очень много вопросов!»), в итоге часть вопросов взял на себя игрок 3.2 и в группе сформировалась оргструктура функционального типа. (рис. 11)
Рис. 11. Схема жизненного цикла игры. Третья группа.
Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 10 по книге И-Цзинь).
Определение: Поступок, Наступление
Толкование: В настоящее время ваше поведение должно быть подчеркнуто вежливым, дружелюбным и сдержанным. Уйдите в себя и как следует обдумайте свое положение. Каким-либо способом выкажите уважение к начальству, сейчас это пойдет вам на пользу. Произойдет неожиданное событие, которое доставит вам большую радость. Для флирта время неподходящее. Дамы, общаясь с недостаточно хорошо знакомыми мужчинами, должны быть особенно осторожны. Это период, когда претензии к жизни следует снизить до минимума.
Исходное состояние группы показано на рис. 12. Назначенный лидер выделен на рисунке серым цветом. Динамика развития событий на последующих схемах.
Рис. 12.
В данной группе изначально был назначен руководитель, который должен был заниматься сведением всех сущностей в единую концептуальную модель – игрок 3.1. Внутри группы присутствовали связи между игроками 3.4 и 3.5, а также 3.6, 3.7 и 3.8. В процессе выполнения задания игроки объединились вокруг назначенного лидера за исключением игрока 3.3, который занимался решением задачи отдельно и практически ни с кем не взаимодействовал. Также стали проявляться связи между игроками 3.4 и 3.5 с игроком 3.2, как показано на рис. 13
Рис. 13.
В дальнейшем связи внутри группы продолжали развиваться игроки 3.6, 3.7 и 3.8 также начали взаимодействовать с игроком 3.2, одновременно с этим игрок 3.1 не успевал вести координацию работы, поэтому выделился еще один лидер внутри группы – игрок 3.2 как показано на рис. 14.
Рис. 14.
В процессе игры между игроками 3.1 и 3.2 сложилось разделение обязанностей, игрок 3.1 занимался консультацией остальных игроков и исправлением ошибок, а игрок 3.2 занимался координацией действий группы. Наибольшим авторитетом в группе обладал игрок 3.1. По поведению на занятиях, проходившим до проведения игры лидером мог попытаться стать игрок 3.6, но не делал таких попыток. Данная группа вела себя наиболее самостоятельно, по сравнению с другими группами, и, за исключением игрока 3.6, не обращалась за помощью, все вопросы по поводу своих действий решали лидеры группы.
В процессе решения задачи внутри группы присутствовал как обмен информацией между играющими, так и управляющие указания. Основное руководство в группе исходило от функционального (занимается проблемой объединения отношений БД в концептуальную схему) лидера, административный (занимается организацией работ) лидер только помогал.
Ход игры и результаты для группы № 4
Состав четвертой группы.
1,3 играющие: предполагалось отличные (оказалось - удовлетворительные)
2,4-7 играющие: удовлетворительные
8 играющий: предполагалось удовлетворительные (оказалось - хорошие)
Изначальная организационная структура – иерархичекая.
В данной группе лидер не реагировал на выполненные задачи других игроков, продолжал заниматься своими делами, в результате часть группы начала паниковать, и решила отделится, и выполнить задание самостоятельно. Остальные игроки пытались выполнить задачу самостоятельно – по отдельности. Но, выполняя работу индивидуально, так и ни к чему не пришли. В итоге, они объединились и доработали результат другой подгруппы, после чего сдали его. Схема соответствующего жизненного цикла показана на рис.15.
Рис.15. Схема жизненного цикла игры. Четвертая группа.
Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 47 по книге И-Цзинь).
Определение: Изнеможение
Толкование:. Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли ваши недостаточно ясны. Некто из вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Вера в собственные силы у вас сейчас очень слабая. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет и обстоятельства ваши улучшатся.
Рассмотрим теперь более подробно динамику развития событий – с точки зрения изменений организационной структуры группы. Исходное состояние группы четыре показано на рис. 16.
Рис. 16.
После получения задания игроки начали самостоятельно выполнять полученное задание. Первым выполнил задание игрок 4.2 и начал обсуждать результаты с игроком 4.1. Они друг друга запутали и обсуждение остановилось, игроки начали выполнять общее задание группы по отдельности. Игроки 4.4 – 4.8 выполняли индивидуальные задания. После получения первых результатов, они стали передавать задания игроку 4.1, который это проигнорировал и продолжал выполнять задание самостоятельно. После этого группа распалась на следующие подгруппы: игроков 4.1 – 4.3, где каждый занимался своими делами, и никак не контактировал, и игроков 4.4 – 4.8, которые после отделения продолжали решать задачу. (рис. 17)
Рис. 17.
Подгруппа 4.4-4.8, не осознавала, что им теперь делать, в итоге началась паника. Они приняли решение и нарисовали итоговую концептуальную модель и сдали результаты (на выполнение работы у них ушло приблизительно 70 минут). Игрок 4.8 (как выяснилось в процессе игры) обладал знаниями и возможностью организовать работу всей группы, но авторитет игроков 4.1 и 4.3 был выше (как выяснилось в процессе игры, знания, у этих игроков оказались ниже, чем предполагалось изначально).
Игроки 4.1 и 4.3 остались вдвоем (рис.18). При этом у них начались попытки наладить взаимодействие, но при этом у них не было взаимопонимания, и в итоге они сдали практически такую же концептуальную модель, что и игроки 4.4 – 4.8. При этом они затратили более 2-х часов на работу.
Рис. 18.
Ход игры и результаты для группы № 5
Состав пятой группы.
2,5,6 играющие: знания отличные
1,3,7 играющие: знания хорошие
4 играющий: знания удовлетворительные
Изначальная организационная структура – иерархическая.
В пятой группе события развивались следующим образом (рис. 19):
Когда игрок 5.5 выполнил свое индивидуальное задание, он начал смотреть, что сделали другие игроки, в результате он эмоционально начал критиковать других игроков (Например, запись из протокола игры: «да блин, что вы сидите, давайте я сейчас все быстро сделаю!»). После этого он начал руководить работой группы. Игрок 5.3 посчитал, что игрок 5.5 ошибается, а он может сделать все быстрее и лучше и попытался перехватить инициативу у игрока 5.5. Игрок 5.5 попросил игрока 5.3 не мешать.
В процессе работы у игрока 5.1 возникли предложения и он попытался предложить их игроку 5.5, но тот был в очень возбужденном состоянии и невежливо потребовал чтобы игрок 5.1 ему не мешал, после этого у них возник конфликт и они 3 минуты выясняли отношения, все работы в группе на это время были прекращены. После того, как игрок 5.5 извинился, группа продолжила работу.
Рис. 19. Схема жизненного цикла игры. Пятая группа.
Такой схеме соответствует последовательность следующих гексаграмм (№ 13 и № 33 по книге И-Цзинь).
Определение: Содружество
Толкование:. Куда бы вы не отправились , попадете в хорошее общество. Можете смело вступать в борьбу, преследуя высокие цели: вас поддержит человек, на которого вы не рассчитывали. Очень скоро дела ваши пойдут на лад. Вы несколько неуверенны и беспокойны, это следствие легкого стресса, в котором вы пребываете. Тем не менее желание ваше исполнится, причем настолько полно, насколько серьезно вы отнесетесь к предлагаемой вам помощи старших.
Определение: Бегство
Толкование: Вы только выиграете, если немного сдержите себя. Напористость в данный момент пользы не принесет. Эта гексаграмма благоприятна для интересного отдыха и развлечений, а также для консолидации планов на будущее. Осуществление планов отложите до окончания нынешнего периода неопределенности. Используйте его для медитации.
Исходное состояние пятой группы показано на рис. 20.
Рис. 20
После получения задания все члены группы начали выполнять индивидуальные части. На это ушло 30 минут. После выполнения своей части игрок 5.5 начал активные действия по объединению отношений в концептуальную модель (рис. 21):
Рис. 21.
Также активно себя вел игрок 5.3, он предложил, что он быстро всем поможет все нормализовать и объединить. Но получил отказ от игрока 5.5 (рис. 22) и выбыл из игры.
Рис. 22.
Игрок 5.6 занимался связыванием отдельных отношений в общую модель. Игрок 5.5 занимался организацией процесса выполнения задания, раздавал указания, проверял выполнение. Через некоторое время после начала процесса активизировался игрок 5.1, он начал также пытаться руководить процессом работ одновременно с игроком 5.5, игрок 5.1 изначально сделал полезные предложения, но игрок 5.5 их проигнорировал, дальнейшие его действия внесли неразбериху в работу группы и привели к конфликту между 5.1 и 5.5 (рис. 23.)
Рис. 23
После этого игроки 5.2 и 5.4 в работе группы участия не принимали, только наблюдали за происходящим. Основная работа и обсуждения велись между игроками 5.5 и 5.6. Игроки 5.1 и 5.7 выполнял указания (рис. 24).
Рис. 24.
Во время работы группа действовала очень активно. Раздавались указания, шел обмен информацией, но так же было очень много эмоций. Ведущую роль занял административный лидер, который действовал очень эмоционально. По наблюдениям на занятиях, которые проходили до проведения игры, лидером так же мог бы быть игрок 5.2, но он не стал ввязываться в спор, а наблюдал со стороны за развитием событий.
Ход игры и результаты для группы № 6
Состав шестой группы.
1-3, 5-7 играющие: знания хорошие
4 играющий: знания удовлетворительные.
Изначальная организационная структура – линейная .
В шестой группе (рис. 25) работа велась спокойно, без эмоциональных всплесков, так же организационная структура группы за все время игры не изменялась.
Рис. 25. Схема жизненного цикла игры. Шестая группа
Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 1 по книге И-Цзинь).
Определение: Энергичность. Творчество. Созидание.
Толкование. Символ состоит из шести черт ян. Добрый знак. Это мужская гексаграмма, означающая месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Вы на вершине горы, и возможности спуститься у вас нет. Так что будьте бдительны и рассудительны, пока находитесь наверху. Не позднее, чем через шесть месяцев ждите крупных перемен. Время благоприятствует вашим начинаниям. В личной жизни у вас известная неопределенность, необходимо внести в нее ясность. Если желание ваше разумно и скромно, оно непременно исполнится. Кто-то противостоит вам, но, если вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание вы выдержите.
Исходное состояние шестой группы показано на рис. 26.
Рис. 26.
После получения задания группа выполнила за 30 минут индивидуальные части, возникающие вопросы обсуждались всеми членами группы. После этого группа начала объединять результаты в концептуальную модель. Оформлением занялся игрок 6.2. В случае возникновения вопросов он обсуждал их с другими игроками. Если вопрос представлял большую сложность, к обсуждению подключалась вся группа. Взаимоотношения в группе шесть показаны на рис. 27.
Рис. 27.
На выполнение задания группа затратила 85 минут. Во время работы группы присутствовал только информационный обмен, отсутствовали эмоциональные реплики и явные указания.
Общие результаты
Первой закончила работу третья группа, на выполнение нормализации отдельных отношений у них ушло около 30 минут, и еще 30 минут на объединение и оформление. В итоговой концептуальной модели присутствуют незначительные ошибки. Концептуальная модель хорошо оформлена, и наиболее наглядна, так как пересекающиеся связи нарисованы разными цветами, присутствуют исправления, при этом использовалась замазка. Концептуальная модель полная, присутствуют все отношения. Также описаны типы данных. Изначальная иерархическая структура группы претерпела модификацию к функциональной.
Первая группа провела также работу самостоятельно, к моменту завершения работы третьей группы у первой группы была нарисована неполная концептуальная модель, так как игроки чересчур сильно углубились в детали, при этом у них возникли проблемы, и они не смогли самостоятельно с ними разобраться. На нарисованной части концептуальной модели присутствует ряд ошибок. Структура группы претерпела значительные модификации. Успешно выполнила задание по сути дела выделившаяся подгруппа с иерархической организацией.
Вторая группа закончила работу на 10 минут позже третьей группы. Концептуальная модель оформлена хорошо, но так как группа сама не смогла провести нормализацию и объединение, модель списана у третьей группы, судя по названию отношений и присутствующей ошибке, а также не дорисованы все связи между итоговыми отношениями. Часть отношений не связанна с другими отношениями. В ходе игры структура группы претерпевала ряд изменений, в том числе в сторону формирования иерархической структуры. В итоге группа распалась, и ставшаяся дееспособная подгруппа из пяти человек сохранила линейную структуру.
Четвертая группа затратила на выполнение задания более 2-х часов. Концептуальная модель содержит большое количество ошибок, не раскрыт ряд атрибутов. Оформление плохое, нет названий отношений, есть исправления. В ходе игры структура этой группы также претерпела значительные изменения. Изначальная иерархическая организация не выдержала испытаний, группа распалась и доводила задание подгруппа с линейной организацией, да и то весьма неэффективно.
Пятая группа затратила на выполнение задания 70 минут. Оформление очень плохое, концептуальная схема практически не читаемая. Присутствуют незначительные ошибки. По ходу игры структура группы неоднократно менялась. Возникали конфликты, и весьма эмоциональные между лидером и потенциальными лидерами. Превалирование эмоциональной компоненты над рациональной не позволило сформировать устойчивую оргструктуру группы и получить результат.
Шестая группа затратила на выполнение задания 85 минут. Уровень оформления такой же, как и у третей группы, концептуальная модель полная, присутствуют все отношения. Так же описаны типы данных. Присутствуют незначительные ошибки. В ходе игры структура группы не менялась.
Результаты игры можно проанализировать по следующим параметрам:
Таблица 1. Сводная таблица по результатам игры.
Группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Исходная структура группы |
Линейная |
Линейная |
Иерархическая |
Иерархическая |
Линейная |
||
Количество игроков в группе |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
||
3 |
5 |
||||||
Время затраченное на индивидуальное задание (мин) |
70 |
- |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Общее время затраченное на задание (мин) |
70 (не завершено) |
60 |
<120 |
70 |
70 |
85 |
|
Итоговая орг. структура группы |
Иерархическая |
Иерархическая |
Функциональная |
Индивидуальная |
Линейная |
Функциональная |
Линейная |
Количество активных игроков к окончанию игры |
5 |
8 |
1+1+1 |
5 |
6 |
7 |
|
Количество лидеров в группе |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Правильность решения(баллы) |
4 |
- |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
Качество оформления (баллы) |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Основной тип взаимодействия |
Inf |
Em-Inf |
Inf-Dir |
Inf |
Dir-Em-Inf |
Inf |
|
Определение по И-Цзин |
Спор, Тяжба |
Стиснутые зубы |
Посту-пок, Насту-пление |
Изнеможение |
Изнеможение |
Содружество- Бегство |
Энергичность.Творчество. Созидание. |
На основе полученных в процессе эксперимента данных можно сделать следующие выводы:
1. Изменение организационной структуры в группе проходит через эмоциональную фазу. То есть группа некоторое время нормально работает в сформировавшейся организационной структуре, но после накопления ряда событий происходит проявление эмоций, которые и приводят к изменению организационной структуры. Рассмотрим события и состояние игроков, предшествовавшие изменениям в структуре группы:
Можно видеть, что перед усложнением организационной структуры в группе происходили следующие события:
Группа что-то не понимает (задачу, как решать, и др.) – недостаток информации. Группа начинает нервничать. Находиться игрок, который получает нужную информацию (понимает поставленную задачу, ход решения и т.д.). Данный игрок становится лидером и остальная группа ориентируется на него. Это можно видеть у групп 1,2,4,5.
Поток информации очень большой и игрок не успевает его анализировать, игрок проявляет эмоции. Другой игрок берет часть его задач на себя. В результате происходит перераспределение обязанностей в группе. Это можно видеть у группы 3.
Перед упрощением организационной структуры или разделении происходили следующие события:
Конфликт между игроками (различные мнения, отказ работать, непонимание…). Группа распадается на части. Это можно видеть у групп 1,2,4,5.
Также можно видеть, что если группа спокойно выполняет задачу, то никаких изменений в организационной структуре не происходит (группа 6).
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции, проявляемые при совместной работе в группе, являются реакцией на неоптимальность организационной структуры для данной группы людей и решаемых ими задач. В результате происходит либо переход к более подходящей для данных условий организационной структуре, либо распад группы, либо сохраняется такая же организационная структура, но при этом, чем дальше, тем больше теряется работоспособность группы, так как среди членов группы продолжает увеличиваться число эмоциональных взаимодействий.
Можно выделить две группы, в которых не происходило конфликтов: это группы три и шесть. Они выбрали разные способы решения задачи. Если группа шесть решала задачу последовательно, и соответственно нагрузка на членов группы была распределена равномерно, то группа три старалась как можно быстрее получить результат, и часть задач решалась параллельно и соответственно, игроки испытывали большую нагрузку по сравнению с группой три. При такой организации работы была необходимость в руководстве взаимодействием игроков.
Таким образом, при отсутствии конфликтов, изменения в структуре группы определяются информационной нагрузкой на членов группы.
Время решения задачи, правильность и качество решения поставленной задачи зависит от типа информационного взаимодействия внутри группы. Если взять группы, которые выполнили игровое задание с меньшим, по сравнению с другими, количеством ошибок (это группы 3, 5, 6), то можно увидеть, что группы 3 и 6, которые спокойно выполняли задание (в третьей группе преобладала передача информации и указаний, в шестой группе – передача информации), так же качественно оформлен результат, а группа 5 (которая долго не могла выработать приемлемую организационную структуру, и следовательно в процессе передачи информации присутствовало много эмоциональной составляющей) в итоге получила результат, практически не читаемый. Также большое количество эмоциональных взаимодействий сказалось на времени выполнения задания, если взять время которое игроки потратили на объединение полученных результатов, то можно сказать, что время, потраченное 5 группой (эмоциональные взаимодействия) в 2 раза больше чем у третьей группы, которая за 30 минут не только объединила полученные отношения, но и переписала результат на чистовик (около 10 минут). Если же сравнивать время, затраченное на работу пятой группой с иерархической организационной структурой и шестой группой с линейной, то можно увидеть, что если бы пятая группа так же хорошо оформила свои результаты, то для этого ей еще понадобилось, как минимум, еще 10 минут (по аналогии с третьей группой), тогда пятая и шестая группы закончили бы работу одновременно.
Следовательно, можно сделать вывод, что эмоциональные взаимодействия внутри группы сводят на нет преимущества иерархической организационной структуры, по сравнению с линейной организационной структурой. Если группа работает в неподходящей для данной задачи или для данных людей организационной структуре, то это приводит к дополнительной нагрузке и усложняет получение правильного результата. Люди, как элементы организационной структуры, параллельно с выполнением основной задачи, тратят усилия на получение оптимальной для них организационной структуры.
В этом случае эмоциональные взаимодействия можно рассматривать как шум в процессе передачи информации.
2. Так как игроки давно знают друг друга, следовательно между ними наладились отношения, которые и показаны на рисунках исходных состояний групп. Их можно рассматривать как неформальные отношения внутри организации. Необходимо отметить, что данные, неформальные взаимоотношения поддерживались на протяжении всей игры. Это можно увидеть во всех группах. В первой группе, активная группа сформировалась на основе двух пар, основанных на неформальных связях, им же противодействовала третья пара. Игрок 1.5 раньше практически всегда выполнял работы с игроком 3.1, но при разбиении игроков по группам, они оказались в разных группах, однако игрок 1.5 предпочитал совещаться в процессе игры с игроком 3.1, что было отмечено в процессе игры, а не со своей группой. Во второй и четвертых группах произошло разделение, по различным причинам, на связанные между собой подгруппы и остальных членов группы. В третьей и шестой группах неформальные связи гармонично вошли в структуру связей всей группы, но продолжали сохранятся в процессе игры. В пятой группе взаимодействие, отмеченное в начале игры, сохранялось несмотря на все проблемы, возникавшие в отношениях внутри группы.
3. Представление жизненных циклов групп с помощью арифмосемантики «Книги перемен» (И-Цзин) позволяет актуализировать тысячелетний опыт традиционной китайской культуры, ориентированной на четкие формы организации рабочих коллективов и групп. Хотя в этом смысле этот опыт требует еще осмысления, развития и дальнейших исследований.
Литература
1. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. – М.: «Из-во Института психологии РАН», 1998
2. В.Е. Еремеев. Символы и числа "КНИГИ ПЕРЕМЕН", М., 2002
3. Ю.К.Щуцкий. Китайская Классическая Книга Перемен И-Цзин
4. http://www.bar.ru/people/mag/index3.htm
5. И.П.Беляев, В.М.Капустян. Системный анализ : прикладной аспект. М. ТОО «СИМС», 1997