ВИРТУАЛЬНЫЙ РОБОТ
Е.А.Трофимов
Несмотря на успехи робототехники, обусловленные развитием компьютерных технологий, микропроцессорной техники и т.п. создание многофункциональных роботов еще остается проблемой. В первую очередь это связано с задачей реализации искусственного интеллекта. Теория этого вопроса проработана довольно глубоко, но практика «пробуксовывает». Имеет место моделирование только отдельных частных задач в виде аналитических систем и создание технических устройств узконаправленного действия. Хотя литература из области научной фантастики свободно оперируют такими объектами, как биоэнергетика, биороботы, интеллектуальные машины.
Можно было бы ожидать больших успехов в создании биосистем с развитием методов клонирования живых организмов. Однако сразу стали преградой на этом направлении этические и моральные аспекты.
В настоящее время существует одна область, где идеи робототехники могли бы быть реализованы уже сейчас. Это виртуальный мир, созданный всемирной информационной сетью Internet. В этой среде вполне возможно говорить о создании многофункциональных интеллектуальных роботов (в полном смысле понимания этого термина), поскольку они должны представлять собой по сущности программу или комплекс программ, реализующий функции, присущие искусственному интеллекту. Здесь мы не имеем в виду собственно искусственный интеллект и не будем говорить о его создании. Предмет нашего рассмотрения - система правил, которым должен «следовать» программный продукт (называемый нами виртуальным роботом). На современном уровне развития компьютерных технологий в среде Internet эта задача вполне разрешима. Internet в некотором смысле представляет уже сейчас виртуальный мир, где по существу “живет” огромное число пользователей сети. Так почему бы там не “жить” и виртуальным роботам?
Мы выбрали такой термин - виртуальный робот, поскольку будем рассматривать вопросы создания не просто многофункционального программного продукта. Иначе любую прикладную программу иожно отнести к разряду роботов. Будем говорить о системе “имеющей право” принимать собственные решения, в смысле реакций на некоторые ситуации.
Перечислим основные составляющие (на наш взгляд) виртуального робота:
-  Знания
-  Многофункциональность
-  Правила поведения
-  Принятие собственных решений.
Первая составляющая - знания. Internet полностью покрывает эту область. Робот должен уметь осуществлять “свободный” поиск нужной информации, аккумулировать ее и проводить аналитическую обработку. Вторая составляющая - многофункциональность. Здесь так же не предвидятся проблемы. Существует достаточно большое число программных продуктов (реализующих массу различных функций), которые должны стать многофункциональным инструментарием для виртуального робота.
Теперь о правилах поведения. Обратимся к общеизвестным законам, которым должен руководствоваться робот в своих действиях (А.Азимов).
Закон первый: Робот не может причинять вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
Закон второй: Робот должен повиноваться командам человека, кроме тех команд, которые противоречат первому закону.
Закон третий: Робот заботится о собственной безопасности постольку, поскольку это не противоречит первому и второму законам.
Интересно, что в нашей истории был прецедент юридического статуса подобных правил поведения. Так, например в Полевом уставе Красной Армии 1936 года (ПУ-36) был пункт, предписывающий выполнять команды командира кроме тех, которые явно приводят к измене Родине. Такое требование очень похоже на второй Закон.
Эти три закона вообще-то логически не противоречивы. Однако при строгом их разборе обнаруживаются некоторые неоднозначности. Например, в первом законе вводится понятие “вреда человеку”. Интеллектуальная система (будь она биологическая, или компьютерная) для выполнения законов должна обладать таким искусственным интеллектом, который позволяет самостоятельно принимать решения. Этот интеллект должен быть достаточно высок в конкретных областях (может даже близок к интеллекту человека). Значит в своих действиях он должен однозначно идентифицировать понятие “вред”, прогнозировать его появления и реагировати своими действиями адекватно степени “вреда”. А это значит в действиях искусственного интеллекта появляется элемент субъективности, что недопустимо. Строго говоря при глубоком анализе этого вопроса мы попадаем в область философской проблемы “добра и зла”.
Другое дело, если мы будем говорить о виртуальных роботах, которые реализованы в программной среде, отделенной от реального мира кмпьютерным интерфейсом. В этой ситуации мы можем алгоритмизировать понятие “вред” и на этой основе сформулировать систему правил для виртуального робота, вытекающих из общих законов. Если мы системой правил поставим рамки общим понятиям, то сможем и алгоритмизировать реакции виртуального робота на ситуации. Это и будет четвертой составляющей - принятие собственных решений.
Изобразим графически общие законы.
Центральным звеном графа (истоком) является первый закон (не наносить вред, предотвращать вред). В основе второго и третьего закона лежит функция принятия собственных решений, что не реализует в настоящее время ни одна прикладная программа – как минимум, нужна команда человека на ее запуск. Это и является основной отличительной особенностью виртуального робота от обычных прикладных программ - принятие собственных решений.
Для каждого из узлов графа сформулируем правила, которым должен следовать виртуальный робот.
1.Не портить информационные ресурсы.
Принимать решение по предотвращению
- утечки информации;
- порчи программ.
Придупреждать человека о
- состоянии технических средств;
- возможных последствиях его действий.
Представлять отчет о собственных действиях.
2. Выполнять команды, привлекая любые программные средства.
Проводить поиск необходимых данных, используя ресурсы сети.
Проводить аналитическую обработку данных.
3.Защищать собственные ресурсы.
Предотвращать ситуации, связанные с ограничением собственных функций.
Многие программные продукты выполняют перечисленные функции и всовокупности покрывают все множество сформулированных правил. Но в целом нет единой оболочки - робота, реализующей все эти функции вместе. И ни один программный продукт не пронимает собственных решений на выполнение этих функций, в частности по предотвращению нежелательных ситуаций.
И так, декларируется создание некоторой программной оболочки –виртуального робота, реализующей представленные выше правила, компелирующей функциональные возможности различных программных продуктов, использующей информационные ресурсы сети Internet, отличительной особенностью которой является принятие собственных решений в некоторых, описанных алгоритмически ситуациях.
В первом приближении структура программного обеспечения, реализующего такого робота может быть представлена следующим образом:
Следует иметь в виду, что для размещения таких программных продуктов должны использоваться ресурсы пользовательских станций и серверов сети.
Москва 2004