Дроздов Б.В.

НАРОДЫ И ГРАНИЦЫ

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

(опыт теоретизации)



ИСТОКИ ИНТЕРЕСА К ПРОБЛЕМЕ ГРАНИЦ

Проблема границ особенно остро воспринимается, когда приходится их многократно пересекать. Поездка по так называемому пост советскому пространству и Европе наглядно показывает, какие существуют государственные границы на Западе (в современной Европе) и на территории «бывшего» Советского Союза. Многочасовые очереди на границе России и Польши, Польши и ФРГ, стоянки поезда на границах России и Белоруссии, Белоруссии и Литвы и, наконец, опять на границе с Россией уже со стороны Литвы при въезде в Калининградскую область (анклав России). После всех этих мытарств – открытое для перемещений пространство Западной Европы. Германия, Бельгия, Франция, Нидерланды мелькают за окнами автобуса без всяких остановок на границах. Государственные границы на Западе есть, но никто при своем перемещении их не замечает. Досадно осознавать, какую глупость совершили народы и правители в СССР, разделив единое государство и единое жизненное пространство народов искусственными границами. Границы здесь только осложняют жизнь людей и почти всеми воспринимаются как абсурд.

Что же такое есть границы, зачем они нужны? Как будут меняться эти границы и каков будет их смысл в будущем? Эти и другие, связанные с ними вопросы должны занимать сознание людей при размышлении о будущем.

В мире идет непрекращающийся процесс государственного формообразования. Это процесс образования, преобразования и распада государств. Он то затихает на время, то опять возобновляется с новой силой. В конце 20 века и начале нового 21 века данный процесс интенсивно стал развиваться на так называемом постсоветском пространстве и в ближайшем к нему пространстве бывшего социалистического содружества.

После гибели Советского Союза на его территории начали формироваться новые государственные образования, одним из основных признаков которых стали возникающие между ними границы. Нет никаких оснований считать, что этот процесс завершен, и история имеет дело на постсоветской территории с полноценными государствами. Налицо лишь только попытки, чаще всего неудачные, формирования образований, отдаленно напоминающих государства. До полноценных государств им еще очень далеко. Особых надежд на то, что все эти образования, в конце концов, оформятся в государства, практически нет. Настолько они искусственны, настолько их основания ненадежны, зыбки, условны, настолько велики противоречия между ними, что можно даже говорить о некотором историческом недоразумении или абсурде.

Разрушительные процессы распада государств происходят и в ближайшем к пост советскому пространству окружении. Распались Югославия и Чехословакия. Погибла ГДР, будучи поглощенной соседним государством - ФРГ.

Государственное формообразование связано с изменением границ. Новообразованные государства только пытаются стать на ноги, а новые границы уже ускоренными темпами воздвигаются и обустраиваются.

В это смутное, переходное время самый раз заняться переосмыслением понятий о границах и государствах.

ПРОСТРАНСТВА И ГРАНИЦЫ

Люди живут сообществами. Одно из таких основных сообществ – народ. Народы, как культурно-исторические общности людей, жили и живут в пространствах. Это пространства их жизнедеятельности. Всякие границы всегда задаются, определяются в пространствах. В каждом пространстве свои границы.

Народы живут одновременно в нескольких пространствах. Этих пространств много и они разные. Разными являются и границы этих пространств. Есть такие пространства, которые нельзя очертить границами или задать в них какие-либо определенные, четко очерченные границы.

Введем понятие пространства жизнедеятельности. Это абстрактное понятие, обозначающие множества объектов, процессов или явлений одного типа, составляющих одну из реальных действительностей человеческой жизнедеятельности, форм существования жизни людей.

Рассмотрим здесь следующие девять видов пространств жизнедеятельности людей на нашей Земле:

географическое пространство (территория) – ГП,

социальное пространство (СП),

культурное пространство (КП),

экономическое пространство (ЭП),

пространство перемещений (ПП),

интеллектуальное пространство (ИП),

информационное пространство (ИнфП),

правовое пространство (ПрП),

административное пространство (АП).

Прежде всего, пространство понимается как некоторая территория, как географическое понятие, как часть поверхности Земли, характеризующаяся ландшафтом, климатом, пейзажем, животным и растительным миром, где разворачивается человеческая жизнедеятельность, где живут народы и протекает их историческое время. Это пространство географическое - ГП.

Все перечисляемые ниже пространства определенным образом соотносятся с территорией. Некоторые из них в той или иной степени привязаны, «закреплены» за территорией. Другие свободны от какой-либо географической привязки, т.е. экстерриториальны. В самом географическом пространстве существуют свои границы, которые обозначают различные части, элементы этого пространства. Это границы материков, частей света, природно-климатических зон, других территориальных образований (Сибирь, Центральная Азия, Ближний Восток, Восточная Европа и др.). В географическом пространстве определены государственные границы. Эти границы существуют именно на территории и отделяют территории одних государств от других.

Социальное пространство - СП. В этом пространстве разворачивается социальная жизнь народов, т.е. все общественные процессы и явления, которыми характеризуется жизнь человеческого общества, различных сообществ людей. Это есть пространство общественной жизни. В этом пространстве определяется культура, история, мораль и нравственность, формируются и проявляются общественные идеалы и ценности, протекает общественная борьба и развивается общественное сотрудничество. Здесь народы самоидентифицируются, самоопределяются, создают общественные объединения, партии, союзы и государства.

В социальном пространстве протекают как системные, так и антисистемные процессы. Системные процессы – это процессы формирования целостностей. Это создание объединений, союзов, государств, процессы интеграции и взаимодействия. Антисистемные процессы – это разрушительные процессы распада и гибели народов, объединений, государств и союзов [1].

Границы в социальном пространстве – это границы социальных систем, социальных образований. Четкость и определенность этих границ задается уровнем целостности систем, оформленностью и ясностью социальных процессов и явлений.

В составе социального пространства выделим культурное подпространство – пространство культуры. В этом пространстве определяется, живет и развивается культура народа или множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой культур разных народов. Основа этого пространства – общее языковое поле, нормы морали и нравственности, эстетические идеалы и представления, традиции организации жизни и восприятия мира. Это пространство определяет ДУШУ народа [2]. Культурное пространство формирует народ, объединяет его, не дает ему раствориться в море других народов. Границы культурного пространства – это границы народа. Если человек переходит границы культуры своего народа, он тем самым перестает быть частью народа. Такой человек «выпадает» из культуры, оказывается вне культуры. Он или остается на «ничейной земле», живет сам по себе, не принадлежа ни к какой культуре и ни к какому народу, или осваивает культуру другого народа и становится его частью.

В пространстве культуры исторически задано множество разных культур. Есть культуры, которые между собой совместимы (дружественные культуры) и несовместимы (враждебные культуры). Границы между дружественными культурами размыты, нечетки. Границы культур несовместимых должны быть жестко установлены, определены, обозначены. Эти границы не должны нарушаться, иначе –борьба на взаимное уничтожение, на поглощение одной культуры другой, более агрессивной и нетерпимой. Таковы, например, границы между Западной культурой и Русской [2].

В экономическом пространстве протекают производственные процессы, идет обмен и передвижение товаров, услуг, капиталов и финансовых ресурсов. Это пространство деятельности людей. Здесь также идут противоположные процессы интеграции и дезинтеграции, системные и антисистемные процессы. Общей же тенденцией, которая все более интенсивно развивается в мире, является интеграция экономик, которая в последние десятилетия приобрела глобальный характер.

Границы в экономическом пространстве – это границы производственно-экономических систем. Когда в мире существовали две различные по своей природе экономические системы – социалистическая и капиталистическая, то между ними были и соответствующие достаточно четко обозначенные границы. После гибели социалистической системы эти границы оказались стертыми, сломанными. Возникли другие экономические границы, например, границы стран, входящих в ВТО (Всемирную торговую ассоциацию), и не входящих в ВТО.

Поскольку масштабы деятельности людей расширяются, производственные системы объединяются, интегрируются, то и границы в экономическом пространстве оказываются подвижными, динамичными, они имеют тенденцию к непрерывному расширению. Эти границы имеют совсем другой смысл по сравнению с границами географическими. Если создается единая энергетическая система, то границы ее действия определяются сферой функционирования самой энергетической системы. В ее границах действуют единые процессы производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. В этом смысле сейчас так называемое государство Грузия ограничено общими с РФ границами и оно вместе с другими бывшими республиками СССР находятся в едином энергетическом пространстве, которое в наше время является значительно более определяющим для жизнеобеспечения, чем языковое пространство. Более того, само языковое пространство объективно должно подстраиваться под реальности энергетического пространства, в противном случае будет нарушаться работа системы энергоснабжения.

Сейчас в экономическом пространстве формируются такие интегрированные производственно-технологические системы, которые для своей нормальной работы требуют единого языка общения, единой системы счисления времени и даже единой организационной и административной системы. С этой точки зрения можно говорить о становлении новых своеобразных образований, иногда более значимых для жизни людей, чем традиционные национальные государства. Можно условно считать их "государствами" нового типа: "государство" ЕЭС (Единой энергетической системы) и ЕСГС (Единой системы газоснабжения) Европы и АЗИИ, "государство" Единой железнодорожной сети Восточной Европы, Финляндии, России и Китая и др.

Есть понятие пространства перемещений. Оно определяет доступную для человека в определенный исторический период времени часть географического пространства. Эта доступность определяется многими социально-техническими и социально-экономическими факторами. Сюда входит и степень развитости и доступности транспортных средств (систем), и уровень экономического благосостояния народа и степень развитости отраслей туризма, научно-технического и культурного сотрудничества, здравоохранения и образования.

Современные транспортные средства принципиально делают доступным для людей всю территорию Земли. Потенциальное пространство перемещений для каждого человека географически не ограничено. Сейчас это пространство практически вышло за пределы нашей планеты и приобрело космический характер. Реальное пространство перемещений для каждого отдельного человека, тем не менее, ограничивается государственными границами, визовыми правилами, устанавливаемыми отдельными государствами, экономическими и организационными возможностями.

Понятие пространства перемещений имеет определенную значимость и при рассмотрении жизни фауны – животных и птиц. Эти обитатели Земли имеют свои естественные границы пространства перемещения, территории естественной миграции, искусственное изменение или ограничение которых может приводить к различным коллизиям и даже трагедиям. Достаточно привести пример закрытия границы между Непалом и Индией с целью воспрепятствования перехода границы для криминальных групп. Это сразу же почувствовали стада слонов, для которых закрытие границы нарушило область их естественного обитания. В результате стада слонов начали нападать на людей и вытаптывать посевы. Хорошо еще, что государства не додумались загораживать свое воздушное пространство сетями для недопущения традиционного сезонного перелета птиц.

Есть в человеческом обществе понятие интеллектуального пространства. В нем живет человеческий Дух, человеческая Мысль, в нем формируются и живут идеи, представления, образы, рождается Истина и возникают заблуждения. Для этого пространства практически не существует границ в общепринятом понимании. Идеи, мысли могут проникать в сознание людей, невзирая на государственные, географические и экономические границы. Всякие стремления наложить запреты на распространение идей, выстроить границы в сознании, чтобы воспрепятствовать движению мысли в каком-то направлении, чаще всего оказываются бесполезными. Тем не менее, эти попытки всегда предпринимались и предпринимаются даже в наше время. Всеми доступными средствами манипуляции сознанием стараются контролировать и направлять в нужную сторону мысли людей [3].

Развитыми средствами ограничения интеллектуального пространства обладает религия. Все известные в человеческом обществе религии внедряют в сознание верующих множество запретов (табу) мировоззренческого, методологического и предметного характера. Верующему запрещалось воспринимать мир не так, как диктуют религиозные догматы. Верующему запрещалось критически анализировать собственное сознание, подвергать сомнению принятые в религии способы рассуждений, доказательств и объяснений. Верующему запрещалось вообще думать о некоторых предметных сферах жизни. Монаху, например, запрещались плотские мысли и вожделения. Насколько эти запреты оказывались тщетными, говорят факты появления таких людей, как Лютер, Коперник, Джордано Бруно и многие другие.

Даже в наше вроде бы просвященное время постоянно делаются попытки найти способы ограничения интеллектуального пространства. Рыночная экономика породила понятие интеллектуальной собственности, с помощью которого стараются наложить запреты на распространение результатов мыслительной деятельности людей. Установление таких запретов абсурдно по своей сути. Мысль, произнесенная или опубликованная и дошедшая до сознания других людей, становится достоянием всего человечества. Ничто и никто уже не может вернуть ее обратно автору, никто не может стать ее «собственником», никто не может ее купить или продать по законам рыночной экономики. Интеллектуальный продукт представляет собой такую реальность, на которую не может распространяться право собственности, потому, что нельзя здесь установить и удерживать границы его распространения и пользования. Право собственности по канонам рыночных отношений устанавливает границы использования предмета собственности. Хозяин этой собственности может ее продать, купить, сдать в аренду, заложить в банке, подарить, завещать по наследству. Мысль же человеческую нельзя замкнуть в рамках каких-либо границ, нельзя запретить думать о чем-то, нельзя обязать думать только в необходимом кому-то направлении.

Открытость интеллектуального пространства, незащищенность его какими-либо четкими и определенными границами, приводит к тому, что это пространство оказывается доступным для любых вторжений. Это пространство можно заполнить, например, интеллектуальным бредом, псевдоинтеллектуальным мусором. Человеку, живущему в этом пространстве, бывает иногда трудно ориентироваться в нем, трудно найти тропинку, ведущую к источнику ясной и чистой мысли. Возникает масса соблазнов попасть под влияние интеллектуальных мошенников, аферистов и фокусников и окончательно заблудиться в дебрях извращенного интеллектуализма, роковых заблуждений и пустых по содержанию, но красиво упакованных интеллектуальных квазипродуктов.

В последние десятилетия много говорят об информационном пространстве. В нем протекают информационные процессы, процессы сбора, передачи, хранения, обработки и представления информации. Информационные процессы тесно связаны с интеллектуальными процессами. Информация имеет такой же всеобщий характер, как и интеллект. Попытки ограничить распространение информации, в конечном счете, оказывались такими же бесполезными, как и попытки ограничить человеческую мысль. Даже наложение на информацию ограничительных грифов имеет лишь временный и условный характер. Все тайное, в конце концов, становится явным. История дает этому немало ярких примеров. Бесполезно по большому счету ставить препоны на пути распространения информации, имеющей общезначимый для людей характер. Мысль и информация есть категории свободы и безграничности. Для интеллектуальных и информационных процессов просто не существует и не может существовать никаких границ. Всякие попытки построить в этих пространствах какие-либо границы, обречены.

Пример современной организации информационного пространства – телекоммуникационная сеть Интернет. Это глобальная информационная сеть, охватывающая континенты и государства.

Свобода и безграничность информационного пространства делает его беззащитным от засорения информационным хламом, от наполнения его дезинформацией. Информационное пространство становится ареной информационных войн. Силы, имеющие средства и инструменты массового производства информационной продукции, могут использовать это пространство в своих целях. Можно его использовать для внедрения заведомо ложных сведений, представлений и идей, для достижений определенных целей.

К вышеперечисленным пространствам следует добавить также пространства правовое и административное. Если производственные, хозяйственные, имущественные, финансовые процессы развиваются в экономическом пространстве, то нормы права и административные нормы действуют соответственно в пространствах правовом и административном. Правовое пространство определяется сферой действия норм права – конституции, Законов, кодексов (уголовных, процессуальных, трудовых). Правовое пространство существует в правовом обществе, в обстановке действия норм права. Когда начинается война, то эти нормы уже не действуют, в дело вступают законы войны, законы борьбы на взаимное уничтожение.

Административное пространство определяет сферу действия власти административных органов. Это пространство связано с правовым пространством, но имеет свои специфические особенности. Границы административной власти директора завода – территория завода, губернатора в России – территория субъекта федерации.

Государственные границы являются в значительной степени именно границами правовыми и административными. В пределах территории государств действуют собственные нормы права, установленные конституционным устройством и законами, определяющими все остальное «подзаконное» правовое пространство. В границах государства действует административная власть правящей элиты. Государственные границы обозначают территорию, на которой правящая элита сохраняет свои привилегии и преимущества по отношению к остальному проживающему населению.

Государственные границы определяются в географическом (территориальном) пространстве. Процессы государственного формообразования связаны с пересмотром границ и изменением статуса этих границ.

ПРОСТРАНСТВА И ТЕРРИТОРИЯ

Перечисленные выше абстрактные пространства жизнедеятельности определенным образом соотносятся с территорией, территориальным пространством. Среди рассмотренных пространств выделим, безусловно, экстерриториальные пространства – интеллектуальное и информационное. Тенденцию к экстерриториальности имеют социальное, культурное и экономическое пространства. Территориальными, ограниченными рамками государственных границ, являются правовое и административное пространства. Но даже для них имеется тенденция их расширения в виде принятия международных норм и правовых ограничений, создания международных правовых и административных соглашений и органов для их выполнения. Описание характера привязки восьми пространств жизнедеятельности к географическому пространству отражено в таблице 1.

Таблица 1. Характер территориальной привязки пространств

Наименование пространств

Обозначение

Тип отношения к географическому пространстау

Социальное

 СП

 ГосП

Культурное

 КП

 Народ

Экономическое

 ЭП

 Нация - ГосП

Пространство перемещений

 ПП

 ГосП - МежГос

Интеллектуальное

 ИП

 ЭТ

Информационное

 ИнфП

 ЭТ

Правовое

 ПрП

 ГосП

Административное

 АП

 ГосП

Обозначения типов отношений к географическому пространству:

ЭТ – экстерриториальное отношение (отсутствие территориальных ограничений по протяженности пространства),

ГосП – государственная привязка (преимущественное ограничение пространства государственными границами),

Народ – ограничение пространства ареалом расселения народа,

Нация – ГосП – ограничение пространства территорией проживания Нации, чаще всего совпадающей с государственными границами,

ГосП-МежГос – регулирование перемещений государственными границами и межгосударственными соглашениями.

Таким образом, для определения, описания жизни людей и народов необходимы многомерные представления. Каждый человек живет одновременно в разных «мирах», т.е. в разных пространствах. Масштабы этих пространств у разных людей и народов разные. Но вся история человечества показывает, что неотвратимо идет процесс «расширения» пространств жизнедеятельности. Масштабы человеческой деятельности всех видов расширяются. «Мир» для человека и народа имеет тенденцию непрерывно расширяться, увеличиваться. В этом смысле постоянно происходит «слом» границ, эти границы отодвигаются, пространство жизнедеятельности расширяется.

Современное территориальное устройство мира для народов несовершенно. Многие народы разделены государственными границами, которые ограничивают культурное взаимодействие, сокращает пространство перемещений, препятствует естественному человеческому общению. Несовершенство территориального и государственного устройства в некоторых пространствах Земли увеличивается. Именно это происходит на той огромной территории, которую сейчас принято называть постсоветской. Здесь возникают явления парадоксальные, в историческом плане просто абсурдные. Разделенными государственными границами оказались народы, столетиями проживавшие вместе, на одной территории. Более того, такой великий народ, как русский, сформировавшийся за многие века на единой территории созданного им государства, вдруг оказался разделенным. Такая судьба постигла и другие братские народы – украинский и белорусский. Это состояние не может долго продолжаться. Ни один из таких несправедливо разделенных народов с этим никогда не примирится. Вопрос заключается в том, на каких условиях, по какой схеме территориального и государственного устройства будет происходить разрешение этой вопиющей несправедливости. Ведь можно в стремлении устранить одни несправедливости, породить много новых проблем и несправедливостей. В нашем Отечестве такое бывает часто. Все хотят, чтобы было лучше, а получается в итоге еще хуже.

При решении проблемы территориального и государственного устройства жизни народов на Земле, так или иначе, приходится, как будто бы заново осмысливать понятия государства, государственных границ, пространств жизнедеятельности. В конечном счете, проблема заключается в том, чтобы выработать наиболее приемлемую, рациональную, удобную и справедливую модель территориального жизнеустройства людей.

ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ И ПРОСТРАНСТВА

Разберем далее соотношение между перечисленными выше пространствами жизнедеятельности людей и теми основными общностями, которыми они живут.

Люди живут народами, религиозными и профессиональными сообществами, нациями, а также государствами.

Народы (народности) – это культурно-исторические общности людей (русские, французы, немцы, испанцы). Синонимом этого понятия является этнос по Л.Н. Гумилеву [4].

Религиозные сообщества определяют различные религиозные миры – мир православия, католический мир, мир ислама, мир иудаизма.

Профессиональные сообщества объединяют людей одной профессии – строителей, музыкантов, инженеров-радиотехников, автомобилистов и т.д. и т.п.

Нация (от латинского слова natio– народ) «исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры» [5].

Нации – более широкая, чем народ форма общности людей. В нацию «сплавляются» разные народы уже в эпоху капитализма. Народы (народности), полностью влившиеся в нацию и потерявшие в процессе такой интеграции исходные национальные особенности, составляют вполне однородный народ-нацию (французы, итальянцы, немцы, англичане, испанцы и др.). К ним на практике применяется прежнее слово – народ, но это народ-нация, новая историческая общность, отличающаяся, например, от таких народов России, как буряты, тувинцы, грузины, чеченцы.

Другого типа нацию представляют американцы - граждане США. Здесь, при наличии ярко выраженных и не утраченных национальных и культурных особенностей населяющих США народов (людей разных национальностей), общность территории, экономической жизни, языка, гражданской принадлежности создает свою культурно-историческую общность людей, с гордостью именующих себя американцами. Таким образом, американцы - это новая, сравнительно молодая по общепринятым историческим рамкам, нация-народ.

К понятию нации в ситуации России (Советского Союза) близко по смыслу подходит термин суперэтнос по Л.Н. Гумилеву – «группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность» [4]. Народы Советского Союза двигались в направлении формирования такого суперэтноса – советского народа. Советский народ – это мог бы быть в конечной перспективе новым народом-нацией, если бы не гибель самого государства – СССР. Прогрессивный процесс был здесь самым неестественным образом прерван, и началось движение вспять.

Для каждого из вышеперечисленных сообществ существуют свои определяющие их пространства. Назовем эти пространства идентифицирующими (И-П).

Для народа И-П = КП, ПП, СП.

Для религиозного сообщества И-П = КП, ПП, СП.

Для профессионального сообщества И-П = ИП, ИнфП, ПП.

Для нации И-П = ГП, ЭП, ПП, КП, ПП, СП.

Для государства И-П = ГП, ЭП, ПрП, АП, СП.

Прежде всего, следует отметить тот безусловный факт, что границы между сообществами и между пространствами, в которых развивается жизнедеятельность этих сообществ, не всегда четко определены, а иногда и весьма расплывчаты.

Народы, взаимодействуя между собой, формируют новые, более обширные сообщества – союзы народов, братства народов, новые «синтезированные» народы- нации (суперэтносы). Да и в каждый конкретный исторический период границы между народами достаточно размыты. Во всяком случае, можно всегда выделить зоны, области на границах культур народов, в которых люди могут причислять себя с полным правом к двум или трем народам одновременно. Есть множество людей, которые затрудняются ответить на вопрос, к какому народу они себя причисляют. Но в каждом народе всегда есть достаточно четко выраженное ядро, являющееся носителем всех основных определяющих черт народа. Это, прежде всего люди - выразители и носители КУЛЬТУРЫ народа.

Нечетко определены границы и между религиозными сообществами. Эта нечеткость проистекает из неявной определенности понятия верующего, исповедующего конкретную религию. Ведь истинно верующих в любой религии, т.е. искренно, глубоко убежденных в основных постулатах веры, органически впитавших в себя все мировоззренческие положения и следующих всем моральным, нравственным, этическим и поведенческим нормам этой религии, на самом деле немного. Большинство «верят» либо по привычке, в силу сложившейся манеры поведения, господствующей моды, по ведущему социальному стереотипу поведения, просто соблюдают принятые в религиозной среде ритуалы и обычаи, не задумываясь об их смысле и значении.

Нестойкость в вере и убеждениях у людей ярко проявилась у жителей Советского Союза после его трагической гибели и смены политической власти. Бывшие коммунисты, даже идеологи этого учения, сделавшие на этом свою профессиональную карьеру, вдруг стали на людях православными или исламистами. Кроме явного лицемерия людей, это свидетельствует об их мировоззренческой инфантильности и идеологическом безразличии. Эта ситуация вполне типична и даже естественна для современного состояния социума.

Существует некоторая размытость и у профессиональных сообществ. Размытость эта проистекает из за нечеткого профессионального самоопределения людей, существенно разной степени «погружения» людей в определенные профессии, большого диапазона в уровне профессионализма, слабой межгосударственной организационной оформленности этих сообществ и нередких фактов одновременной причастности людей к разным профессиональным сообществам.

Нации и государства являются вполне четкими, жестко очерченными понятиями, которые не допускают множественные толкования.

Нация – устойчивая историческая общность людей. Объединяющие нацию характеристики - территория, экономическая жизнь, единый язык общения всегда достаточно четко определены и не допускают многозначного толкования[5]. Общность территории, экономики и языка обеспечивается государственным институированием. Государство выступает для нации организационно-правовым механизмом единения. В нацию объединяются разные народы, т.е. люди разных национальностей, принадлежащих к разным культурам. Интенсивное экономическое взаимодействие народов на общей территории приводит к выработке на основе составляющих культур народов некоторой общей метакультуры, общегосударственного языка и общих особенностей характера.

Формирование наций - объективная закономерность исторического развития. Приводит ли формирование нации к утрате культурной самобытности народов, вошедших в состав нации? Это зависит от стойкости самой культуры народа, от уровня терпимости нации к национальным особенностям народов. Американская нация, например, не подавляет культурную самобытность народов своего государства. В Китае, наоборот, - все многочисленные народы вынуждены отказаться от особенностей своего языка и культуры во имя единения на основе общей письменности (иероглифов), государственного языка и общекитайской культуры. Народ, «сплавляясь» в нацию, конечно, теряет что-то существенное в своей национальной самобытности, но взаимные приобретения заведомо перекрывают кажущийся ущерб от такой утраты. В сформировавшейся метакультуре нации синтезированы составляющие всех культур вошедших в нацию народов. Бессмысленно жестко стоять на защите национальной самобытности, если это ведет к упадку самой культуры народа, если это не обеспечивает биологическое выживание и развитие самого народа.

Народы, сплотившиеся в нации, имеют значительно более высокую устойчивость и потенциал саморазвития, чем народы, втянувшиеся в затяжной и малоперспективный процесс национального самоопределения, размежевания с соседями и дележа общей территории. За нациями будущее. Такими нациями-государствами являются сейчас в мире США, Китай, Индия. Советский Союз и Советский народ также формировался и развивался в направления образования нации. Но этот процесс роковым и трагическим образом был прерван, и началось катастрофическое попятное движение в сторону феодальной раздробленности, междоусобиц, взаимного озлобления и одичания.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОСТРАНСТВ

Пространства жизнедеятельности людей тесно связаны между собой, взаимно обусловливают, взаимно определяют и идентифицируют друг друга. В таблице 2 показаны взаимосвязи (взаимодействия) между выделенными пространствами по их типу.

Таблица 2. Таблица взаимодействия пространств

 

 ГП

 СП

 КП

 ЭП

 ПП

 ИП

ИнфП

ПрП

 АП

 ГП

 Х

 СП

^­О

 Х

^СУ

^СУ

 КП

 Х

 ЭП

^­О

 Х

^СУ

^В,Д

^СУ

^СУ

 ПП

^СУ

^СУ

 Х

 ИП

 Х

^СУ

 ИнфП

^СУ

 Х

 ПрП

^СУ

^СУ

 Х

^СУ

 АП

 Х

Обозначения основных видов взаимодействия пространств в таблице 2:

О – быть определенным на …

Д - действовать в пределах пространства …

И – быть инвариантным (независимым) от пространства….

Н – быть наполненным пространством ….

В – воздействовать на пространство …

СУ – существенно определять процессы в пространстве …

^ - направление взаимодействия (слева вверх).

Как видно, среди рассмотренного множества пространств, выделяются такие пространства, которые существенно определяют характер, особенности и структуру других пространств. К этим пространствам относятся экономическое и социальное пространства, а также связанное с ними пространство перемещений.

Реальная экономическая, производственная деятельность, связанные с нею перемещения людей и социальные процессы определяют правовые, административные, интеллектуальные и информационные процессы. Утверждение о том, что экономическое и социальное пространства существенно определяют характер процессов и явлений в других пространствах, например, культурном, нельзя трактовать как одностороннее определение, однонаправленное воздействие. Весьма значительным является и обратное влияние, воздействие от культуры – к экономике, к социальным процессам и явлениям. Глубина этого взаимного влияния наглядно показана в работах Л.Н. Гумилева, В.В. Бугровского и С.Г. Кара-Мурзы [2, 3, 4, 6].

ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ

Понятия пространства и границ, как показано выше, взаимосвязаны. На уровне обыденной жизни люди и народы сталкиваются, прежде всего, с государственными границами. В чем суть этих границ и в чем их историческое оправдание?

При всей общности человечества оно живет и развивается достаточно обособленными, отграниченными друг от друга социально-экономическими и культурно-историческими образованиями. Так распорядилась история. Основное достижение такого разделения – наличие разных способов жизнеустройства, разных культур, которые определяются множеством исторически обусловленных факторов – географическим расположением, климатическими условиями, особенностями исторического развития и др. В какой степени климат страны определяет такую важнейшую составляющую жизнеустройства, как экономика, убедительно показано в книге Паршева А.П. «Почему Россия не Америка» [7].

Наличие множества стран и государств определяет богатство форм жизнеустройства, необходимое разнообразие жизни, что в свою очередь создает условия для развития человечества.

Границы, которые исторически выстраивались на Земле людьми, являлись, прежде всего, границами государств, т.е. границами административными, правовыми и экономическими. Эти границы ограничивали свободу перемещений людей, свободу товарного обмена, устанавливали территориальные ограничения распространения властных полномочий и действия правовых и административных норм. В средние века границы определяли территорию расселения племен, с которых феодалы брали дань. За власть над данниками велись многие средневековые войны между феодалами и их объединениями. В последующем формируемые государства устанавливали границы, в рамках которых феодальные, а затем – капиталистические элиты, определяли свои экономические и правовые отношения. В границах Российской империи действовала власть монарха и той среды феодалов, на которую он опирался. Это было жизненное пространство феодальной, а затем и буржуазной элиты. Но в этих же границах жили российские народы, формируя и поддерживая свой уклад и свою культурную среду.

В пределах государственных границ создавались особо благоприятные условия для развития культур проживающих народов. Границы Российского государства обеспечивали условия для воспроизводства народов этого государства, воспроизводства, функционирования и развития их культур.

Территория России с ее географическими пространствами, природными богатствами и населением всегда соблазняла соседей и являлась причиной для ведения против нее непрерывных захватнических войн. Российское государство своими оборонными, административными, правовыми и экономическими ресурсами удерживало свои границы, защищало их, а значит, обеспечивало своей властной элите право и возможность сохранять свои привилегии, а своим народам - независимое национальное развитие, охраняло культуру, язык, традиционно сложившийся образ жизни.

Такую же функцию выполняли границы и в других государствах. Но в большей степени, чем для России эти границы выполняли и сейчас выполняют еще одну функцию – защиту созданной на своей территории региональной инфраструктуры от посягательства «чужих» народов.

Инфраструктура – это рукотворное богатство народа и государства - его дороги, транспортные и энергетические системы, природоохранные сооружения (плотины, дамбы, каналы, водоемы и др.), системы коммунального и бытового обслуживания, комплексы здравоохранения, социальное обеспечения, образования и т.д. Если народ или народы в рамках своего государства создали трудами многих своих поколений часто за счет лишений и невзгод благоприятную, особо удобную среду обитания, оснастили эту среду необходимыми средствами и системами жизнеобеспечения, то естественно для этого народа или народов охранять свою территорию от чужих, желающих приобщиться к достигнутым благам, людей. Это естественно также, как естественно ожидать приток эмигрантов в эту страну в поисках лучшей жизни на земле. Эту охранную функцию и выполняет государственная граница.

Государственная граница регулирует движение через нее людей, товаров и услуг. Для перемещения людей необходимо разрешение – виза, а с разрешенных к перемещению товаров и услуг взимается пошлина. Государство устанавливает также перечень товаров и услуг, запрещенных к ввозу или вывозу. Эти запреты направлены на охрану интересов этого государства. Например, все государства устанавливают запрет на ввоз наркотиков, оружия, товаров растительного и животного мира, которые могут нарушить экологическую среду обитания в государстве. Государство запрещает вывоз предметов, составляющих национальное достояние.

Если проживающие рядом народы разных государств достигли примерно одинакового уровня жизни и уровня обустройства своей территории, если они живут по примерно одинаковым экономическим и правовым нормам, то естественным образом по обоюдному согласию соседствующих государств эти границы становятся "прозрачными». Разрешается свободное перемещение людей, товаров и услуг. Так произошло в Западной Европе, в странах, объединенных Шенгентскими соглашениями.

Если же уровни развития соседних государств существенно разные, если у них разные исторические условия и мало совместимые культуры, то тогда необходимы и более жесткие границы. В существовании этих границ обоюдно заинтересованы обе соседствующие стороны. Границы нужны и в том случае, если соседние народы и государства исторически выбрали разные формы жизненного устройства, реализуют разные проекты организации жизни, если следуют разным моральным и идеологическим ценностям.

Границы между государствами бывают соединяющими и разъединяющими. Соединяющие границы существуют между государствами, движущимися навстречу друг другу в экономическом, правовом, культурном и других пространствах. Разъединяющие границы создаются для расходящихся государств и народов. Такие границы искусственным образом воздвигаются, если народы, долгое время проживающие вместе, начинают «развод». Обычно такой «развод» делается отдельными властными элитами вопреки воле народов.

Границы этого типа возникли на территории СССР. Они обеспечивают, ускоряют расхождение, усиливают дезинтеграцию. В таких разделяющих и разводящих границах заинтересованы прежде всего новоиспеченные властные элиты государств. Границы здесь помогают властям сохранить свой суверенитет, огородить зону своего влияния и не допустить в эту зону власти соседних государств. Такое происходит на границах новообразованных государств на территории Советского Союза. Эти границы парадоксальны, неестественны по своей сути. Они искусственно разделяют народы и создают условия властям для дальнейшего размежевания народов, для создания как можно большего количества преград к возможному сближению. Возникшие границы все более отдаляют народы друг от друга. Экономическое и социальное отдаление народов в свою очередь заставляют власти все основательнее обустраивать границы и ужесточать правила их пересечения. Начинается новый круг размежевания и взаимного отдаления. Отдаление народов идет с большей скоростью, чем прежде происходившая в царской России и в Советском Союзе интеграция. На глазах утрачивается все, что с таким трудом достигалось столетиями.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Государственное формообразование – это исторический процесс возникновения и развития государств как форм организации жизни народов. В самом явлении государственного формообразования существует много различных аспектов. Один аспект – форма организации и осуществления власти. Второй – способ организации производства, характер экономической жизни. Третий, весьма существенный для многих народов, - сакральный, идеологический, определенный совокупностью общественных идеалов, смыслов и устремлений, которые выбирает народ или народы при организации форм своего совместного проживания. Нас интересует в данной работе другой, четвертый, аспект государственного формообразования, - национально-территориальный. В рамках этого аспекта определяются соотношения между народами и государственными границами, решаются вопросы соответствия государственных границ и зон проживания народов, соотношения границ пространств жизнедеятельности народов и территорий государств.

Национально-территориальное государственное формообразование – это процесс установления соответствия между сообществами людей вместе с их пространствами идентификации и территориями государств, задаваемых в географическом (территориальном) пространстве.

Данный процесс описывается формулой:

  Сообщества людей ® Пространства жизнедеятельности ® ГП ® государства.

Из рассмотренных различных сообществ людей заведомо исключим профессиональные сообщества, предполагая, что эта характеристика общности не может быть положена в основу государственного формообразования.

Тогда остаются народы, религиозные сообщества и нации (союзы народов).

Естественно исходить из того, что если в основу государственного формообразования положены не четко определенные, размытые понятия, допускающие множественные толкования, то тогда процесс этого формообразования неконструктивен, чреват множественными конфликтами, не обеспечивает интеграцию, антисистемен по своей сути.

Процесс формообразования будет системно-ориентирован, созидателен, если основания этого процесса четко определены, ясны и понятны на уровне обыденного сознания и реальных, прагматических явлений. Выбор оснований формообразования определяет, будет этот процесс результативен или заведет в исторический и социальный тупик.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТУПИКИ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Национально-территориальное формообразование может приобретать разную форму, иметь разную направленность, которая будет приводить к разным, даже совершенно противоположным результатам. Здесь существенно выделить те направления формообразования, которые уводят в социальные и исторические тупики. Из тупика выход один и единственный - назад. Движение назад - это потеря времени и сил, поэтому, лучше всего в эти тупики не заходить.

На территории Советского Союза идут дезинтеграционные процессы, которые прямо противоположны тому, что происходит в Западной Европе. Европа объединяется, восприняв на практике опыт интеграции Советского Союза и стран социалистического содружества. У нас – откат назад, движение в тупик, возврат к средневековой раздробленности, к взаимному отчуждению, к нарастанию враждебности.

Ничего исторически обусловленного, никаких объективных предпосылок к такому размежеванию нет и быть не может. У всех нас – единая инфраструктура жизнеобеспечения, единая экономика, единый язык общения, общая история, общая судьба. Между нашими народами не было никогда никаких границ. Они не нужны нам и сейчас. Все возникшие границы противоестественны, парадоксальны, нелепы, абсурдны. Они отбрасывают развитие народов на столетия назад, к периоду дикости и варварства. Раздробленные мелкие государства легко становятся добычей соседних сильных государств. Народы страдают от такого размежевания; заинтересованными в разделении и все большем расхождении оказываются только властные элиты.

Что же реально происходит в социальном пространстве «бывшего» Советского Союза? Здесь «проснулся» глубоко, казалось бы, дремавший и забытый всеми процесс государственного формообразования самого реакционного, самого бесперспективного и разрушительного типа. Это феодальный процесс национально-территориального сепаратизма. Суть процесса в том, что народ, начавший было интегрироваться с другими соседними народами в нацию, в новую общность имперского типа, неожиданным для ИСТОРИИ образом «вдруг» начал реставрировать свою средневековую «самобытность» и самоопределяться государственно-территориальным образом на в одностороннем порядке приватизируемой территории.

В социально-политической жизни верх взяла идея создания национально-чистых государств на своей «собственной» территории. Введено в обиход и активно используется понятие «титульной нации». Это происходит практически везде на постсоветском пространстве. Идет ущемление прав и выдавливание «некоренных» национальностей. Такие процессы активно развиваются во всех прибалтийских республиках, в Казахстане, на Украине, в Грузии, Абхазии, Армении, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Таджикистане. Даже внутри Российской Федерации процессы национально-территориального сепаратизма захватили ряд субъектов этой федерации. Достаточно назвать Татарстан, Башкирию, Якутию. Трагический и драматический характер эти процессы приобрели в Чечне, Северной Осетии, Ингушетии и Карачаево-Черкессии. Изначальная идея народа, оформленного в виде государства на своей территории, для ситуации России глубоко порочна и имеет зловещий по своим последствиям смысл. Это просто один из тупиков исторического развития человечества. Все основания идеи национально-территориального сепаратизма абсурдны и заводят весь процесс в тупик.

Перечислим далее этот и другие тупики, которых необходимо просто избегать всеми доступными способами.

Первый тупик, абсурд – сепаратизм территории, то есть отделение, отграничение определенной территории для одного народа, объявляемого коренным. На любом участке постсоветской территории протекали и протекают множество экономических, социальных, производственно-технологических, интеллектуальных и других процессов, которые нельзя закрепить, приписать, приватизировать ни за одним народом. Это общие, вненациональные процессы. На этой территории определены все пространства жизнедеятельности народов Советского Союза. Любому народу, объявившему себя коренным на какой-либо территории Союза, можно привести множество исторических фактов, доводов, аргументов в пользу того, что на эту же самую территорию могут претендовать многие другие народы Союза. Даже сам факт реального проживания людей «коренной» национальности на «своей» территории можно отнести в заслугу всего Союза народов. Неизвестно, что бы стало с теми же татарами, башкирами, грузинами и чеченцами, если бы фашистская Германия победила бы во второй мировой войне и освоила по плану Барбаросса всю территорию России до Урала. Жили бы армяне и грузины на своей солнечной территории за Кавказским хребтом, если бы Россия не защитила их от турецкого напора? То же можно сказать и про Москву. Если бы весь Союз народов не встал на защиту столицы, если бы не подошли к Москве зимой 1941-1942 года сибирские полки, состоящие в большой части из жителей Казахстана, Узбекистана, других среднеазиатских республик, и таких сибиряков, как якуты и буряты, не жили бы москвичи сейчас в тепле и комфорте на зависть всей остальной России в таком сияющем рекламами городе.

В обустройство территории проживания любого «коренного» народа вложено столько труда всех других народов, создана такая мощная инфраструктура жизнеобеспечения (электроэнергетика, транспорт, связь и многое другое), что объявлять это безраздельной собственностью «коренного» народа нет ни малейших оснований. Весь Советский народ строил современные морские порты и нефте- и газопроводы в Прибалтике, Днепрогэс на Украине, космодромы в Казахстане, нефтепромыслы в Азербайджане, осушал болота в Абхазии, строил ирригационные системы в Узбекистане и Туркмении. По какому такому праву это все вдруг стало принадлежать только и безраздельно рядом проживающему населению?

Второй тупик, абсурд – национальная «чистота» «коренного» населения. Человеку любой национальности можно без труда доказать, что если покопаться всерьез в его генеалогии, то можно обнаружить самые разнообразные и даже совершенно неожиданные корни. Любому мало-мальски знакомому с историей человеку известно, сколько различных народов за многие века проходило через Кавказ, Туву, Среднюю Россию и Украину. Вся территория Российской империи была огромным историческим «котлом», в котором сплавлялись и переплавлялись различные племена, народы и народности. Экономическое и социальное развитие последних десятилетий только многократно усилили процессы этой переплавки.

Третий тупик, абсурд – культурное и языковое обособление. На территории Союза давно уже сформировалась общенациональная метакультура, которая объединила народы и обеспечила их эффективное взаимодействие в создании и поддержании единых систем жизнеобеспечении. Без единого языка нельзя даже просто эксплуатировать так всем необходимые энергетические, транспортные и коммунальные системы. Невозможно представить себе боевой корабль с многонациональным экипажем, на котором не установлен единый язык общения. Культура любого народа – результат многовекового межкультурного взаимодействия. Дикими представляются запреты на применение русского и насильственное насаждение на всех уровнях украинского языка на Украине и казахского в Казахстане. При всем великом уважении к национальным языкам украинцев и казахов, абсурдно, глупо, недальновидно вытеснять язык межнационального общения, один из общепризнанных международных языков. Интеллектуальное и информационное пространство едино, безгранично. Всякие запреты на языки вхождения в эти пространства бессмысленны и бесполезны.

Четвертый тупик, абсурд – территориально-государственное обособление малого народа от большого соседнего народа. Здесь под малым и большим народами понимаются лишь малые и большие по численности народы, а не по их значению в мировой истории и культуре. Отделившись, обособившись, отграничив себя искусственно выстроенными границами от соседей, малый народ обречен на вымирание, социальную, экономическую и культурную деградацию. Простая демографическая замкнутость, как известно, приводит к биологической деградации, вырождению населения. Замыкание пространства национальной культуры на ограниченной территории, как говорилось выше, неестественно, так как это пространство распространяется на всю территорию проживания людей, принадлежащего данному народу. Невозможно и бессмысленно свести всех людей одной национальности со всего мира в одно место. Кроме того, культура малого народа может себя проявить, обозначить, получить признание только в широком культурном поле. Признание культуры малого народа большим соседним народом повышает значимость и авторитет данной культуры. Для всего этого необходимы условия широкого межкультурного взаимодействия. Пространства разных родственных или близких между собой по духу культур должны обязательно взаимно пересекаться, иначе – тупик, застой.

Пятый тупик, абсурд – создание чисто национальных государств в современных условиях. Это относится и к идее создания татарского, башкирского, чеченского и других государств. То же самое в более широком смысле можно отнести к идее еврейского, палестинского, курдского и даже русского государства. Попытки реально создать такие государства сразу вызывает противодействие многих сторон, поскольку это провоцирует целую лавину разрушительных конфликтов. Ситуация на Ближнем Востоке – тому яркое подтверждение. Безусловно, опасной является идея создания русского национального государства. Любопытно было бы выяснить у авторов и апологетов этой идеи, как они собираются провести границу между русскими и, например, чувашами, мордвой, татарами, вепсами и десятками других нерусских народов, проживающих сейчас в России? Если же обратиться к истории Московского края, то тогда нужно эти земли отдать Финляндии, поскольку здесь многие века проживали народы фино-угорской группы (меря, весь, чудь, мурома). Это уже просто абсурд, тупик. Как известно, чтобы глупость человеческая стала очевидной, нужно довести ее до абсурда.

Шестой тупик, абсурд – создание в современных условиях религиозных государств (исламских, иудаистских, православных и т.д.).

Это, действительно, тупик, во-первых, потому, что таким историческим тупиком являются сейчас сами эти религиозные движения, религиозный способ мышления и действия. Явления всплеска в последние десятилетия религиозного сознания, религиозных чувств и движений нисколько не опровергают предыдущего утверждения. Весь этот всплеск – это не возрождение, а временная реставрация, вызванная трудностями, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков. Просто слаб интеллектуально и духовно оказался человек и все человечество. Возникла потребность в поддержке со стороны сверхъестественного, вне человеческого.

Во-вторых, это тупик потому, что пространства религиозного сознания нечетки, размыты, переплетены, взаимно пересекаются на одной территории. Поэтому, попытки создания таких религиозно-чистых государств вызовут взрыв конфликтов в самых разных сферах.

В-третьих, это тупик потому, что создание религиозно-чистых государств спровоцирует всплеск религиозной нетерпимости и экстремизма, разбудит прошлые, давно ушедшие в историческое подсознание обиды, опять разделит людей на чистых и нечистых. Вновь может разгореться с таким трудом потушенный народами пожар религиозных войн.

МАГИСТРАЛЬ ПРОГРЕССА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Каково же магистральное направление национально-территориального государственного формообразования в наше время? Это направление должно учитывать особенности развития и функционирования пространств жизнедеятельности людей, перспективы развития человеческих сообществ.

Перспективное государственное формообразование должно создавать особо благоприятные условия для культурного, экономического, социального, интеллектуального и информационного развития и взаимодействия народов.

Государственные границы не должны разрывать или осложнять связи внутри социальных, культурных и экономических пространств.

Пространство перемещений не должно серьезно ограничиваться государственными границами. Каждый человек в будущем должен иметь право и реальные возможности посмотреть весь мир.

Экстерриториальные по своей природе интеллектуальное и информационное пространства не должны искусственно и противоестественно прерываться границами государств.

Жесткие требования выживания всего человечества на нашей планете, приближающийся топливно-энергетический кризис диктуют необходимость создания глобальных систем жизнеобеспечения.

На первом этапе уже реально начата проработка проекта создания всемирной энергетической системы.

Успешное создание и функционирование таких систем требует новых форм государственного устройства, новой структуры границ между странами. Процессы генерирования, аккумулирования, передачи и распределения электроэнергии протекают по своим, экстерриториальным и интернациональным законам. То же самое можно отнести к единой всемирной транспортной системе, к глобальной системе связи и т.д. и т.п.

Глобальная телекоммуникационная сеть ИНТЕРНЕТ по своей природе не знает границ, позволяет принципиально осуществить прямое общение в реальном времени каждого живущего на Земле с каждым.

На очереди создание глобальных систем водообеспечения, продуктообеспечения, утилизации отходов ядерной энергетики, регулирования кислородного обмена на Земле, всемирной системы охраны здоровья людей. Для всего этого требуются новые социально-политические условия, новый стиль и методы мышления, новая психология, новые формы территориально-государственного устройства.

Все сказанное выше можно объединить одним термином – системное движение. В экономическом и социальном пространстве должно возобладать системное движение, верх должны взять интеграционные, объединительные процессы. Именно эти процессы и являются созидательными. Все противоположное – дезинтеграция, разделение, сепаратизм, - антисистемно, т.е. разрушительно, губительно для человечества.

Формирование наций – есть одно из проявлений системного движения в процессе государственного формообразования. Нации – это не просто продолжение и расширение общности народов, а явление качественно новое в истории человечества. Нации – это органический синтез народов.

ПУТЬ РОССИИ В НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Национально-территориальное формообразование России может и должно идти по пути интеграции – через интеграцию региональную к мировой интеграции. Форма региональной интеграции на уровне национальном – интеграция близких народов в нации, на уровне государственном – создание многонациональных государств имперского типа. Для всего Российского (постсоветского) пространства это означает следующее:

все проживающие здесь народы должны признать общность, единство территории,

все народы должны признать общность судьбы, т.е. принципиальную невозможность раздельного проживания, обреченность жить только вместе,

все народы должны понять, что защитить, сохранить и развить культуру каждого отдельного народа можно только вместе, помогая и поддерживая друг друга,

необходимым условием совместного проживания на общей территории, условием взаимного понимания является общий язык общения, в качестве которого История выбрала русский,

проблема культурного и религиозного самоопределения должна быть отделена от проблемы территориальной, а сама территориальная проблема должна быть просто устранена признанием общности и неделимости территории,

народы должны признать образование так называемых суверенных государств на Российской (постсоветской) территории исторической ошибкой и через референдумы осуществить их самороспуск.

Проблема в сфере государственного формообразования на всем постсоветском пространстве поставлена очень жестко. Вопрос стоит о жизнеспособности государстве, о судьбе всех народов Союза. Если народы Союза не смогут найти способы объединения, интеграции в единую нацию, то, в конечном счете, распадутся, погибнут ВСЕ образовавшиеся на постсоветском пространстве государственные образования. Дальше гибель ожидает и все приживающие на этом пространстве народы. Они потеряют свою самобытность и растворяться в соседних народах-нациях – китайской, турецкой, иранской и других. Если же удастся сформировать нацию, то этой нации и институирующему ее государству принадлежит большое будущее. Тогда это будет один из региональных и мировых центров интеграции, центров системного движения. Мы можем выжить только ВМЕСТЕ, а порознь погибнем ВСЕ.

Всесоюзный, общенародный Собор должен восстановить конституционное единство государства. Всем должно быть понятно, что объединиться, интегрироваться на много порядков сложнее, чем разойтись, разделиться, разрушить общее. Строить всегда сложнее, чем разрушать. На этом пути масса препятствий. Часть из них была и ранее. Множество новых препятствий появилось уже в наше перестроечное и пост перестроечное время. Главное препятствие – народившиеся в либерально-рыночных реформах социальные и политические силы, которые будут сопротивляться объединению всеми доступными средствами. Объединение для них –смерти подобно. В состав этих сил входит местная, национальная буржуазия, местный криминалитет, местное чиновничество, оголтелые местные националисты всех мастей, автокефальное духовенство разного толка. Социально-экономическим препятствием объединению является возникшая частная собственность и рыночные отношения. Частный владелец земли никогда не признает ее всеобщего, общенационального характера. Национальные банкиры, олигархи не признают всенародного характера сосредоточенных в их руках богатств.

Приходится здесь процитировать слова Российского монарха Николая 1-го: «Настоящее положение таково, что не может продолжаться, а решительные к прекращению оного меры без общего потрясения невозможны» [8]. Даже монарх всем известного консервативного толка признавал неизбежность грядущих потрясений. Думается, что в наше более просвященное по сравнению с 19 веком время мыслящая часть населения Отечества должна тоже признать необходимость и неизбежность очистительных и освежающих потрясений.

Национально-территориальное государственное формообразование на Российском (постсоветском) пространстве должно создавать условия для возникновения и развития нации -– исторического Союза народов. Ясно, что границы территории этого государственного образования должны совпадать с границами Советского Союза – Российской империи. Каков должен быть смысл и назначение этих границ?

Ранее в Советские времена границы были весьма жесткими. Тому были веские исторические и политические причины. Ограничивалось перемещение через границы СССР людей, товаров и услуг. Закрытость границ воспринималось всем «Западным» миром как проявление тоталитаризма, как ущемление «демократических прав и свобод». Постоянно выдвигались требования открытия границ, под которыми, по сути, понималась свобода эмиграции из страны лиц определенной национальности. После катастрофы 90-х годов и гибели государства внешние его границы достались новым псевдогосударственным образованиям. Настала эра свободы эмиграции. Все, кто имел желание и возможность уехать, – уехали. Жизнь же оставшегося населения оказалась ограниченной, скованной, затрудненной множеством вновь возникших границ. Некоторые страны так называемого «ближнего» зарубежья оказались для Россиян более далекими и малодоступными, чем страны традиционно дальние.

Объединившись, ликвидировав все внутренние границы, народы будут жить на единой территории. Ничто не должно в будущем напоминать о ранее существовавших нелепых и абсурдных границах. Желательно для этого даже административные границы провести так, чтобы они принципиально не совпадали с прежними псевдограницами. Территория возникшего Союза народов, Империи будет отграничена от остального внешнего мира границами другого типа. Тип, характер этих границ должен определяться уровнем социального и экономического развития формирующейся общности – союзной (российской) нации. На первом этапе следует учитывать суровые реалии сложившейся на постсоветской территории ситуации. Налицо многими признаваемая демографическая, социальная, биологическая и психологическая катастрофа [9]. Вся эта территория – зона социального бедствия. Когда происходит катастрофа, и принимаются чрезвычайные, экстренные меры по ее ликвидации, то принято огораживать, ограничивать зону бедствия, регулировать перемещения людей, материалов, оборудования и услуг. Такую же функцию должна выполнять внешняя граница Союза народов. Это должна быть граница зоны социального бедствия со всеми характерными для такой границы запретами и ограничениями. Не обойтись без временного ограничения эмиграции и регулирования иммиграции. Главная же функция границы на первом этапе – защита экономического пространства в процессе восстановления экономики от губительных внешних воздействий. Ограничения, действующие на границе, должны регулировать экономический обмен между Союзом народов (Российским союзом) и остальным миром, чтобы

поддерживать и защищать ту часть экономического комплекса, который составляет основной стержень экономической жизни, который позволит затем выйти нашей экономике на мировой рынок на равных с возможными конкурентами (отрасти высоких технологий, энергетика, машиностроение и др.),

сохранить в работоспособном состоянии и развить все комплексы систем жизнеобеспечения,

обеспечить необходимую для Союза народов независимость и безопасность (финансовую, экономическую, топливную, энергетическую, продовольственную).

По мере восстановления экономики и создания справедливых условий для всемирной экономической интеграции, границы Российского экономического пространства будут становиться все более и более прозрачными.

Мыслящая, социально активная, трезвая, трудовая часть нашего населения, как представляется, понимает весь трагизм ситуации и свою беспомощность перед лицом сильных мира сего, заинтересованных в усугублении происшедшей катастрофы. У сильных деньги, армия, власть. Трудовая же мыслящая часть общества, тем не менее, должна понять, что не так страшен черт (банкиры, олигархи, новые русские, продажное чиновничество), как его малюют. С другой стороны, нужно понять, что ситуация в мире давно уже приобрела неустойчивый, слабо управляемый характер и «процесс может пойти» уже сам по себе. В обстановке приближающегося схода лавины даже слабый голосок кучки «мыслителей» может спровоцировать сход этой самой лавины, так необходимое и освежающее потрясение. Сработает по С.Г. Кара-Мурзе «эффект бабочки» [3].

Оставляя в стороне поиск ответа на извечный Российский вопрос "Кто виноват?", сосредоточимся в заключении на другом традиционном вопросе "Что делать?".

Во-первых, нужно активно, интенсивно работать в интеллектуальном и информационном пространстве, генерировать, разрабатывать идеи, категории, методы, работающие на объединение стран и народов. В этих пространствах современные так называемые рыночные механизмы работают слабо, поэтому есть реальная возможность продвигать системные идеи, не опасаясь противодействия частников. Среда ИНТЕРНЕТ позволяет создавать специализированные сайты по тематике объединения и интеграции народов России, распространять идеи объединения, проводить заочные дискуссии, семинары, обсуждения различных сторон предстоящего объединения. Все это должно способствовать основному спасительному движению – интеграции народов, формированию, «выплавлению» новой нации из народов, выращиванию новой метакультуры из национальных культур народов.

Нужно разрабатывать ТЕОРИЮ нации, формировать основы метакультуры этой нации. Семиотическая основа этой метакультуры – признаваемый и добровольно принимаемый всеми язык общения. История уже давно в качестве такого языка выбрала русский. Это один из пяти официально признанных ООН языков (английский, испанский, китайский, русский, французский). В нашей же стране практически мало научных работ лингвистического характера, в которых бы исследованы синтаксические, семантические и прагматические преимущества этого языка для народов России, выявлена общая структурная и лексическая основа всех славянских языков, прежде всего русского (великорусского), украинского (малорусского) и белорусского языков. Было бы, например, полезно показать ущербность, бесперспективность попыток украинских националистов вытеснить своей «мовой» русский язык из жизни на территории Малороссии. Почему бы не нашим языковедам не написать фундаментальный трактат в защиту и прославление русского языка, как это, например, сделал в 16 веке в период формирования французской нации Иоаким Дю Белле, написав трактат «Защита и прославление французского языка» [10].

Во-вторых, всем направлениям научно-технической деятельности можно и нужно придать объединительный, системный характер. В нашем Отечестве продолжают активно действовать профессиональные научно-технические сообщества. Они отделены от экономических и финансовых рычагов управления в образовавшихся на территории СССР так называемых государствах. Но они активно также могут действовать в интеллектуальном и информационном пространствах. Новая буржуазия возникших псевдогосударств не в силах воздвигать границы в этих пространствах ввиду их принципиальных экстерриториальных особенностей. Если в рамках Российской федерации проходят научно-технические конференции, семинары, симпозиумы по проблемам энергетики, транспорта, связи, коммунальным системам, то почему бы такие же мероприятия не проводить в пределах всего Российского (постсоветского) пространства, развивая и пропагандируя идеи единства всех элементов систем жизнеобеспечения для всего Союза народов?

В-третьих, нужно поддерживать, развивать и поощрять взаимный туризм на постсоветской территории, делая его более привлекательным и более доступным на братских народов, чем широко рекламируемые и пропагандируемые туры в дальнее зарубежье. Разъезжают по дальним странам с целью отдыха и экскурсий часто люди, мало знакомые с собственной страной.

Необходимо постоянно поддерживать и развивать интеллектуальное, информационное и культурное единство народов на постсоветском пространстве.

Выбора у нас нет, – мы или все объединимся, или все погибнем поодиночке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздов Б.В. Системные и антисистемные движения в социальном пространстве Центральной Азии. Сб. "Центральная Азия в 21 веке. Устойчивое развитие.", "Слово", Кызыл - Москва, 2000.

2. Бугровский В.В. и др. Экологические корни культуры. – Интеллект, М., 1995.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., Алгоритм. 681 стр., 2000 г.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Сакт-Петербург.: «Кристалл», 2001.

5. Краткий философский словарь. М.: Госполитиздат, 1954.

6. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. – Наука, 1970.

7. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М., «Крымский мост», 411 стр., 2001 г.

8. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов. Москва., «Искусство», 1977 (стр. 19).

9. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России. Причины, механизм, пути преодоления. – УРСС, М., 2001.

10. Ардаматский А.А. Введение в языковедение. М. - : Аспект Пресс, 2000.